Федеральным стандартам по бухгалтерскому учету относятся. Российские стандарты бухгалтерского учета
О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.
Что такое стандарты бухучета
Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
- стандарты учета, установленные самой организацией.
При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.
Федеральные учетные стандарты
Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
- допустимые способы оценки учетных объектов;
- порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
- требования к учетной политике;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
- упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .
Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).
До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (
Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.
Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года
С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:
- (№ 256н).
- (№ 257н).
- (№ 258н).
- (№ 259н).
- (№ 260н).
Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора
Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .
Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета
Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.
Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
- События после отчетной даты.
- Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
- Отчет о движении денежных средств.
- Непроизведенные активы.
- Доходы и др.
Полезный материал в статье
Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года
Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета
С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.
Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году
Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.
Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:
- проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
- выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
- решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.
Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.
Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.
Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .
Стандарт Аренда № 258н
Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).
Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:
- в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
- временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
- временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.
Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.
Национальные бухгалтерские стандарты
В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.
Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.
Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- – название и номер ПБУ;
- – общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
- – определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
- – оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- – порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
- – раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.
Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).
Основные задачи, объекты и принципы бухгалтерского учета (правила, допущения и требования)
Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.
Главная цель бухгалтерского учета-.
- – формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
- – анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятие управленческих решений.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности
Стандарт |
Наименование |
Стандарт |
Наименование |
|
Стандарты, устанавливающие структуру отчетов |
||||
"Представление финансовой отчетности" |
|
|||
"Отчет о движении денежных средств" |
||||
"Промежуточная финансовая отчетность" |
|
|||
"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках" |
|
|
||
Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение |
||||
"Основные средства" |
|
|||
" Нематериальные активы" |
"Учет нематериальных активов" |
|||
"Обесценение активов" |
Отдельные
|
"Учет основных средств". "Учет нематериальных активов" |
||
"Учет материально-производственных запасов" |
||||
|
||||
Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль |
||||
"Выручка" |
"Доходы организации" |
|||
"Налоги на прибыль" |
"Учет расчетов по налогу на прибыль" |
|||
"Прибыль на акцию" |
Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию" |
|||
Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности |
||||
"Объединение предприятий" |
|
|||
"Консолидированная отчетность" |
|
|||
"Операционные сегменты" |
"Информация по сегментам" |
|||
Прочие стандарты |
||||
"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" |
||||
"Первое применение МСФО" |
В России отсутствует аналог данного стандарта |
|||
"События после отчетной даты" |
"События после отчетной даты" |
|||
"Вознаграждения работникам" |
Следует руководствоваться нормами "ГК и НК |
|||
"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" |
"Учет государственной помощи" |
|||
"Влияние изменений обменных курсов валют" |
"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" |
|||
"Затраты по займам" |
"Учет расходов по займам и кредитам" |
|||
"Раскрытие информации о связанных сторонах" |
"Информация о связанных сторонах" |
|||
"Учет и отчетность по пенсионным планам" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" |
|||
"Инвестиции в ассоциированные предприятия" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" |
|||
"Финансовые инструменты: представление информации" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" |
|||
"Резервы, условные обязательства и условные активы" |
"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" |
|||
"Финансовые инструменты: признание и оценка" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК |
|||
"Инвестиционное имущество" |
|
"Учет основных средств". "Учет договоров строительного подряда" |
||
"Сельское хозяйство" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств |
|||
"Платеж, основанный на акциях" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК |
|||
"Договоры страхования" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК |
|||
"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" |
|||
"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" |
"Учет затрат на освоение природных ресурсов" |
|||
"Финансовые инструменты: раскрытие информации". "Финансовые инструменты" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г. № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" |
|||
"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве") |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" |
|||
"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31) |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Частично информация об участии в других организациях раскрывается:
|
|||
"Определение справедливой стоимости" |
В России отсутствует аналог данного стандарта |
|||
Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:
- – формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
- – контроль за соблюдением законодательства РФ;
- – контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
- – выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
- – контроль оплаты труда работникам предприятия;
- – своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);
- – точный и своевременный учет финансовых результатов (прибылей, убытков);
- – правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
- – своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, перед банком, поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями, учредителями и другими контрагентами;
- – своевременное истребование дебиторской задолженности;
- – получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.
Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:
- 1) объектов, составляющих хозяйственную деятельность организации;
- 2) объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации.
К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.
Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.
Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.
Хозяйственные процессы делятся:
- 1) на процесс заготовления (приобретения), в ходе которого приобретаются материально-производственные запасы, необходимые для обеспечения производственного процесса;
- 2) процесс производства, в ходе которого производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
- 3) процесс реализации, в ходе которого формируется конечный финансовый результат организации (прибыль или убыток).
Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.
Результатом реализации является прибыль или убыток.
Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:
- 1) счета и двойная запись. Бухгалтерские счета – специальные регистры, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме;
- 2) документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Надлежаще оформленные и принятые к учету документы сдаются в архив. Путь прохождения документа от даты выписки до даты сдачи в архив называют документооборотом. Документооборот организации определяется в соответствии с графиком документооборота, утверждаемым руководителем предприятия;
- 3) оценка имущества и обязательств – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Активы организации, как правило, отражаются по себестоимости их приобретения и заготовления, а обязательства – в сумме фактически образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой подтверждена документально и вытекает из соглашений между сторонами сделки;
- 4) инвентаризация – проверка фактического наличия материально-производственных запасов, внеоборотных активов, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. С помощью инвентаризации обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета. Также с помощью инвентаризации обеспечивается тождество данных аналитического и синтетического учета, так как при отсутствии инвентаризации возникли бы существенные различия между данными бухгалтерского учета и отчетности с фактическим состоянием дел на предприятии. Обязательность проведения инвентаризации дисциплинирует материально-ответственных лиц, ответственных за хранение и выдачу материально-товарных ценностей и денежных средств. Поэтому имеет огромное контрольное значение для предприятия и способствует сбережению его ресурсов;
- 5) калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Одним из важнейших показателей деятельности организации является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции называют калькулированием. Различают плановую, нормативную и фактическую калькуляцию. Бухгалтерией, как правило, рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Но при этом в учетных регистрах используют также и нормативную, и плановую себестоимость. Использование нормативной и плановой себестоимости, как правило, используется бухгалтерией для целей анализа и управления;
- 6) баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный (истекший) период. С помощью финансовой отчетности предприятие отчитывается перед заинтересованными пользователями о результатах работы за истекший период.
Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
- федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
- отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
- внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
- признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
- методы оценки;
- условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
- необходимость принятия учетной политики фирмы;
- план счетов бухучета;
- правила составления финансовой отчетности и др.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;
Допустимые - в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
Применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
ОСБУ: примеры и проекты
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
Для НФО – ОСБУ:
Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;
Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.
Для страховщиков – ОСБУ:
- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;
Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.
Для КФО – ОСБУ:
Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;
Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;
- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.
Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.
Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.
Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.
Виды стандартов для ведения учета
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:
- федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
- отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
- внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.
ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.
Особенности отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.
Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:
- приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
- достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
- организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
- упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).
Общее между федеральными и отраслевыми стандартами
- Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
- Безоговорочно обязательны к применению.
- Устанавливают:
- минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
- допустимые методы учета.
Отличия отраслевых стандартов от федеральных
- Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
- Имеют более элементарный механизм использования.
- Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
- Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.
Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.
Поводы для разработки отраслевых стандартов
Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:
- стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
- желанием повысить информативность подаваемых форм;
- планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.
Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.
Что входит в отраслевые стандарты
Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:
- сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
- правила их принятия к учету и списания;
- методы, по которым устанавливается их стоимость;
- применяемый план бухгалтерских счетов;
- требования к финансовой отчетности и др.
Примеры отраслевых стандартов
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
- Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
- для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
- для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
- учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
- бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
- порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
- Отраслевые стандарты для страховых организаций:
- порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
- бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
- Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
- правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
- особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
- учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
- требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.
Новшества 2018 года
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
- формулировании учетной политики;
- соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
- нумерации новых лицевых счетов;
- разработке методики оценки активов и обязательств;
- автоматизации бухучета по новым требованиям.
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.