Муниципальные облигации - ценные долговые бумаги, выпускаемые местными органами исполнительной власти для устранения бюджетного дефицита или финансирования инфраструктурных проектов региона.

Процентную ставку, сроки погашения и другие параметры инвестиционного актива определяет эмитент. Ликвидность муниципальных облигаций обеспечивается собственностью администрации субъекта РФ.

Классификация

Муниципальные облигации отличаются по:
  • Сроку обращения. Бумаги бывают краткосрочными с периодом выплат до одного года, среднесрочными — до 10 лет и долгосрочными, рассчитаны на погашение займа в течение 10-15 лет.
  • Возможности свободной купли-продажи. Именные облигации выпускают для конкретного инвестора, другие лица выкупить их не могут. Ограниченным оборотом отличаются и нерыночные бумаги.
  • Способу обеспечения. Обязательства выпускают под залог имущества или под долю прибыли от проекта, для которого привлекались средства.
  • Валюты размещения. Внутренними называют муниципальные облигации в национальной денежной единице страны, внешними — валютные обязательства.
  • Ставки. Бумаги, выпускаемые под проценты, и инвестиционные активы, выкупаемые по номиналу (беспроцентные).
  • Наличию купона. Под купоном понимают отрезную часть облигации определенной стоимости, которую держатель бумаги имеет право предъявить эмитенту к выплате без уменьшения номинальной стоимости бумаги. Купонный процент начисляется ежеквартально или по итогу каждого полугодия, налоги по нему не взимаются.
  • Цели выпуска. Облигации, эмитируемые для привлечения средств на реализацию конкретных проектов, классифицируют как целевые бумаги. Займы, оформляемые для покрытия дефицита или уплаты налогов в казну, относятся к нецелевым долговым обязательствам.
  • Наличию амортизации. Указывает на постепенное снижение стоимости номинала бумаги по мере приближения окончания срока ее обращения. Амортизация уменьшает выплаты по купонам, если таковые предусмотрены, и прибыль от продажи бумаги.
При размещении муниципальным облигациям присваивают рейтинги, которые позволяют покупателям оценить инвестиционную привлекательность бумаг.

Особенности выпуска муниципальных облигаций

Эмиссию ценных бумаг органы исполнительной власти обязаны согласовать с вышестоящими инстанциями: местным представительством Минфина или Центробанком. Ценная бумага должна содержать следующие данные:
  • объем привлекаемых средств;
  • максимальную сумму выплат инвесторам;
  • сроки выплат и порядок подсчета.
Наличие других данных определяется видом документа в соответствии с классификацией.

Муниципальные облигации рассматриваются инвесторами как надежное направление вложения средств. Это объясняется низкими рисками дефолта по бумагам и отсутствием налогообложения прибыли, получаемой по купонам.

Сегодня мы поговорим про виды муниципальных облигаций, так как эта информация будет полезна всем инвесторам, которые планируют вкладывать имеющиеся накопления в ценные бумаги.

Все доступные инвесторам виды муниципальных облигаций в зависимости от периода их обращения можно разделить на следующие разновидности:

  1. Краткосрочные.
  2. Долгосрочные.

Следует отметить тот факт, что на рынках зарубежных государствах количество выпускаемых долгосрочных муниципальных облигаций существенно превышает число краткосрочных. На отечественном рынке ситуация является полностью противоположной.

Из-за упомянутой выше особенности зарубежные облигации являются более удобным средством для защиты имеющихся накоплений от пагубного воздействия инфляции. Далее мы постараемся рассмотреть действующую классификацию муниципальных облигаций.

Виды муниципальных облигаций. Классификация

Все описываемые ценные бумаги в зависимости от метода, который применяется для их обеспечения, можно разделить на следующие виды:

  1. Ценные бумаги индустриального развития, для погашения которых планируется применение денежных средств, вырученных от инвестиционных проектов, воплощение в жизнь которых осуществлялось за счет привлечения капиталов инвесторов.
  2. Доходные облигации. Для погашения подобных ценных бумаг применяют денежные средства от реализации проектов, для воплощения которых привлекались средства инвесторов.
  3. Ценные бумаги общего обязательства. Для обеспечения этих ценных бумаг применяются гарантии, в том числе и налоговые, которые обеспечивают местные органы власти. Этот вид ценных бумаг является самым распространенным, так как с его помощью местные органы власти пытаются погасить дефицит бюджета.

В зависимости от целей, которые преследуют местные органы власти, выпущенные ценные бумаги можно разделить на следующие виды:

  1. Целевые.
  2. Общего покрытия.

Целевые облигации обычно выпускаются с целью привлечения капитала, необходимого для реализации конкретного проекта. Облигации общего покрытия обычно выпускаются для того, чтобы покрыть текущие потребности местного бюджета.

Жилищные займы

Жилищные займы являются одной из разновидностей муниципальных облигаций. Описываемые были созданы для того, чтобы привлечь необходимый объем капитала для возведения жилого недвижимого имущества.

Жилищные займы позволяют существенно снизить издержки, связанные с возведением жилой недвижимости, что положительно сказывается на ее стоимости для конечных покупателей.

Описываемый метод финансирования возведения жилых строений дает возможность улучшить функционирование механизмов, призванных аккумулировать средства в строительной сфере. Выпуск описываемых облигаций дает возможность улучшить жилищные условия местного населения.

Облигации жилищного займа, как и другие виды описываемых ценных бумаг, обладают высоким уровнем надежности. Так как привлеченные денежные средства применяются для возведения объектов недвижимого имущества, описываемые облигации обладают более высоким уровнем доходности.

Дополнительная классификация муниципальных облигаций

Отдельного упоминания заслуживают муниципальные облигации, которые обладают плавающей купонной ставкой. Подобные ценные бумаги довольно редко встречаются на отечественном рынке, но в зарубежных государствах они являются довольно распространенными.

Важной особенностью подобных ценных бумаг является то, что изменение размера купонной ставки обычно осуществляется каждую неделю. Еженедельное изменение размера процентных ставок подобных ценных бумаг осуществляется таким образом, чтобы они соответствовали текущему значению рыночных ставок.

Также следует отметить тот факт, что погашение описываемых ценных бумаг может быть осуществлено досрочно. Благодаря этой особенности, инвесторы могут применять описываемые ценные бумаги в различных типах инвестиционных стратегий.

Благодаря периодическому пересмотру размера процентных ставок описываемых ценных бумаг, их доходность остается на высоком уровне в независимости от изменений рыночной ситуации.

Заключение

Наличие различных видов муниципальных ценных бумаг позволяет инвесторам проявлять определенную гибкость при формировании собственного портфеля капиталовложений. Обычно облигации применяются для обеспечения более высокого уровня безопасности созданного портфеля капиталовложений.

При этом следует отметить тот факт, что такие ценные бумаги, как облигации с плавающей купонной ставкой, могут рассматриваться не только как средства обеспечения безопасности имеющихся накоплений, но и как инструмент для получения высокого дохода. Рекомендуется применять различные виды муниципальных облигаций при формировании собственного портфеля капиталовложений.

Инвестиции в муниципальные облигации: даем в долг целым городам

Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями

Периодически мне приходится отвечать на вопросы подписчиков о муниципальных облигациях. Инструмент не относится к числу самых привычных и изученных для частных инвесторов, хотя можно получать до 10% годовых, поэтому статья будет кстати. В ней мы подробно разберемся: что такое муниципальные облигации, как и в каких пропорциях в них инвестировать, каковы их преимущества и риски.

Что такое муниципальные облигации и как они работают

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Под муниципальными облигациями (МО) принято понимать 2 вида долговых ценных бумаг:

  1. Субфедеральные – выпускаются крупными регионами, субъектами РФ. Среди них 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они имеют прямые бюджетные отношения с Министерством финансов.
  2. Муниципальные – выпускаются муниципалитетами, входящими в состав этих субъектов. Как правило, их эмитируют администрации городов под гарантию принадлежащей им собственности. Но обычно городские долги покрывает транш в пользу субъекта федерации, к которому населенный пункт относится.

Спрос в этом сегменте из-за сравнительно высокой доходности нередко превышает предложение. Выкупают выпуски как институциональные инвесторы – банки, инвестфонды, так и частные. Спрос растет в периоды низких ставок по депозитам и дефицита других инструментов с интересной доходностью. Стандартный номинал, как и у ОФЗ, составляет 1 тыс. рублей, выплата купонного дохода – раз в 3 месяца, реже раз – раз в полгода. Сроки до погашения обычно короткие – 3–5 лет, реже – от 1 месяца до 10 лет. Для анализа отдельных МО удобно использовать сервис rusbonds.ru. В частности, муниципальные облигации представлены в , дефолты можно искать в .

Ежегодно федеральные субъекты и муниципалитеты эмитируют объем долга примерно 300 млрд руб., а весь рынок составляет около 1 трлн руб. и продолжает расти. По сравнению с рынком ОФЗ и , он меньше в разы. Ликвидность облигаций тоже невысока. Тем не менее, этот рынок существует, и на нем есть свои игроки. Качественные бумаги иногда торгуются выше номинала. МО обладают теми же преимуществами, что и ОФЗ: не облагается налогом. Заплатить придется только с разницы между ценой покупки и продажи.

У МО есть отличительная черта – амортизация задолженности. Погашение муниципальных облигаций не происходит единовременно. Номинал возвращается постепенно, что снижает долговую нагрузку региона. Инвестор начинает получать свои деньги назад раньше срока окончания выпуска. Из-за этого стоимость облигации и размер купонных выплат ежегодно снижаются. Инвестор вынужден искать возможности для реинвестирования высвобождающихся средств. Особенно это невыгодно во время снижения ключевой ставки, когда доходность инструментов падает. Наличие амортизации (доля от номинала) можно проверить через сервис rusbonds.ru (нужна регистрация).

Начинающие инвесторы часто неверно считают прибыльность МО из-за того, что купонный доход уменьшается по мере амортизации номинала. В итоге прибыль по купону получается заниженной.

Приведем пример расчета по формуле. Облигация Липецкой области ISIN RU000A0ZZR33, погашение 21.10.2025, ставка 8.57, выплаты ежеквартально. Получаем: (1000 + 320.5)/1000 = 1.32.5; (1.32-1)*100% = 32.5% за весь срок до погашения или 4.83% годовых. Это меньше, чем должно быть. Формула не учитывает, что эмитент возвращает вложенный капитал, начиная с января 2020 года, при сохранении ставки купона. Чтобы посчитать правильно, мы уменьшаем срок погашения номинала на то количество дней, которое пропорционально выплаченным по амортизации средствам. В нашем примере с Липецкой МО будет не 2457 дней, а 1380. Таким образом, мы выйдем на ожидаемую доходность около 8.57% годовых.

Риски инвестора

С тех пор многое изменилось: действует бюджетный кодекс, ограничивающий размеры заимствований регионов. Но риски на этом рынке все же остаются. Кризис 2014–2015 г.г. также не прошел без последствий для региональных и муниципальных долгов. Доходность некоторых бумаг доходила до 33%. В июне 2015 года S&P зафиксировало дефолт по облигациям Новгородской области. Регион просрочил погашение кредита ВТБ. Местные власти запустили аукцион по привлечению кредитной линии под 23.93% годовых, но он не состоялся из-за отсутствия желающих. Второй зафиксированный дефолт – облигации Клинского района Московской области (RU000A0JPDZ4).

Каждый случай дефолта, хоть он и не затрагивает облигации федерального займа, понижает общий уровень доверия к государству, особенно со стороны иностранных инвесторов. Это означает, что Минфину придется повышать доходность по ОФЗ.

Учитывая риски, стоит внимательно анализировать рейтинги регионов и городов по размеру долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Списки несложно найти в интернете или на сайте Минфина. «Лидеры» рейтинга вынуждены ставить более высокую доходность по своим выпускам, чтобы привлечь инвесторов. Банкротство не объявляется исключительно по политическим соображениям. В таких регионах вводится прямое казначейское управление, то есть, они лишаются права распоряжаться деньгами самостоятельно. Максимальное отношение долга к доходам не должно превышать 40%. У некоторых регионов масштаб задолженности зашкаливает.

  1. Мордовия – отношение долга к поступлениям в бюджет более 200%;
  2. Хакасия — 122.5%;
  3. Костромская область – 111%.
  4. Также в аутсайдерах Чукотка, Вологодская область, Карелия и ряд других.

Однако это предбанкротное состояние может длиться сколь угодно долго, ведь всегда находится повод просить денег еще. Например, на выполнение майских указов президента. Если у региона есть выпуск облигаций, из этих же бюджетных трансфертов выплачиваются купоны инвесторам. Коммерческие долги регионов перед банками вытесняются государственными кредитами, а необходимость их отдавать зависит от политических решений.

Перечислим основные минусы и риски МО:

  • Сравнительно низкая ликвидность выпусков, из-за чего цена в момент продажи может быть ниже номинала;
  • Спред у МО больше, чем у других видов облигаций;
  • Из-за низкой ликвидности и крупного спреда невыгодно спекулировать, приходится держать актив до погашения;
  • Нет длинных бумаг с прогнозируемой доходностью;
  • Муниципальные облигации не могут претендовать на уровень надежности ОФЗ;
  • Вероятность дефолтов небольшая, но они уже случались в прошлом, пусть и были в итоге погашены;
  • Механизм амортизации долга, снижающий прибыль инвестора (если её оперативно не реинвестировать).

Главный недостаток в том, что инвестор не может полагаться на абсолютную надежность государственного долга. В случае проблем с выплатой купона либо угрозы дефолта, город или область рассчитывают на покрытие долга из федерального бюджетного транша. Но нет твердых гарантий, что данный конкретный эмитент этот транш получит в будущем. и снижение цен на заставляют по-новому взвешивать риски МО.

Стоит ли инвестировать в муниципальные облигации?

Как же ориентироваться в качестве МО? Например, на американском рынке инвесторы сразу смотрят на кредитный рейтинг территории (от AA и выше) и на страховое покрытие. В России облигации не застрахованы, поэтому инвестор должен внимательно изучить оценку рейтингового агентства и финансовое состояние региона. регионов: Эксперт РА, НРА (Национальное Рейтинговое Агентство), АКРА. Агентства «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody’s) присваивают рейтинги не всем российским регионам, но зато их методики признаются иностранными инвесторами и фондами. В сводном виде эту информацию удобно смотреть на русском сайте Reuters .

Согласно инструкциям , по нормам резервирования муниципальные облигации приравнены к ОФЗ. Этим ЦБ дает понять, что рассматривает их как активы самого высокого качества. Но это далеко не всегда отражает реальную экономическую ситуацию в регионах. Их рейтинг без гарантий государства был бы на несколько ступеней ниже.

Чтобы эффективно инвестировать в муниципальные бумаги, необходимо детально разбираться в специфике региональной экономики, понимать её потенциал, знать особенности межбюджетных отношений. Разница в доходности между бумагами экономически успешных и депрессивных регионов не столь существенна. Поэтому есть смысл выбирать наиболее качественные МО.

Надежность облигаций в целом отражает состояние экономики региона. Неудивительно, что самыми безопасными считаются бумаги Москвы и сырьевых областей – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. Облигации федеральных субъектов в общем случае надежнее муниципальных. Их бюджеты больше и устойчивее, а рейтинг либо совпадает с рейтингом страны, либо находится на одну ступень ниже. Альтернатива – качественные корпоративные бумаги. Они стоят ниже по классу надежности, но по ним обычно выше доходность.

В силу специфики российского рынка, корпоративные облигации крупных госкомпаний тоже торгуются с расчетом на прямую поддержку со стороны государства. Поэтому записывать региональные долги в заведомо дефолтные и непригодные для инвестирования, в большинстве случаев нет оснований.

Выделим, какие плюсы есть у муниципальных облигаций.

  1. Частота купонных выплат раз в квартал, инвестор исправно получает пассивный доход.
  2. Амортизация, благодаря которой кэш регулярно поступает на счет. За год возвращается до 30–40% от вложенных средств. Это, кстати, снижает риски невозврата для инвестора.
  3. Федеральные власти будут спасать региональные бюджеты, поскольку дефолты угрожают политической стабильности.
  4. Налоговые льготы, позволяющие сэкономить 13%, по сравнению в в акциях.
  5. Возможность планировать купонный доход, т. к. он всегда фиксированный.

Учитывая плюсы и минусы муниципальных облигаций, определим варианты и рекомендации для инвестирования:

  • Не покупать подобные бумаги, при отсутствии достаточного опыта анализа;
  • Если решили взять в портфель МО, максимально диверсифицировать риски;
  • Держать в них небольшую, безопасную долю капитала;
  • Иметь стоп-лист субъектов, долги которых являются токсичными для портфеля.

Выводы

Муниципальные облигации могут стать неплохой альтернативой банковским депозитам и ОФЗ. Освобождение от налога и относительная надежность делают их привлекательным инструментом для диверсификации портфеля. Но, в отличие от вклада, для эффективного инвестирования требуется анализ целого ряда специфических показателей регионов. В некотором смысле это может быть сложнее, чем анализировать акции первого эшелона.

Всем профита!

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение . Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций; правила погашения . Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно; уточнения . Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.