НДС - это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций. НДС является федеральным налогом.

Налогообложение НДС

Плательщиками НДС признаются:

организации (в том числе некоммерческие)

предприниматели

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  • налогоплательщики «внутреннего» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

  • налогоплательщики «ввозного» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС

Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст. 145 НК РФ).

Не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:
  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ ;
  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).

Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Объектом налогообложения являются:
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
  • безвозмездная передача;
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Порядок расчета

Формула расчета НДС

НДС исчисленный
при реализации = налоговая
база
* ставка
НДС

НДС
к уплате = НДС
исчисленный
при реализации
- "входной"
НДС,
принимаемый
к вычету
+ восстановленный
НДС

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164. НК РФ).

0% Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ).
10% По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 ; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688 ; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41
20% Ставка НДС 20% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

При получении предоплаты (авансов) (п.4 ст.164 НК РФ) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ), также применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.

Пример:

Реализовано зерна на сумму 110 рублей (в т.ч. НДС 10 рублей).

Реализовано материалов на сумму 120 рублей (в т.ч. НДС 20 рублей).

Реализовано акций другой компании на сумму 200 рублей (без НДС) - льготируемая операция.

Налоговая
база (200 рублей) = 100 рублей
по зерну
+ 100 рублей
по материалам

Сумма налога
исчисленная при
реализации
(30 рублей) = 10 рублей
по зерну
+ 20 рублей
по материалам

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). (ст.171 НК РФ)

Вычеты

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

  • предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);
  • уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Принять к вычету "входной" НДС можно только после того, когда товары (работы, услуги) приняты к учету и имеются соответствующие первичные документы и счет-фактура.

Для применения вычетов необходимо иметь:

  • счета-фактуры;
  • первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ услуг) к учету.

В отдельных случаях вместо счетов-фактур применяются другие документы, подтверждающие уплату налога.

Пример:

При приобретении строительных материалов на сумму 120 рублей (в т.ч. НДС 20 рублей), услуг по перевозке на сумму 59 рублей (в т.ч. НДС 9 рублей), медицинских услуг (льготируемая операция) на 30 рублей без НДС, сумма НДС к вычету составит: 20 рублей + 9 рублей = 29 рублей.

Порядок возмещения

Возмещению подлежит та часть "входного" налога, которая превышает сумму исчисленного НДС.

Продано товаров на сумму 120 рублей (в т.ч. 20 р. НДС).

Приобретено товаров на сумму 360 рублей (в т.ч. 60 р. НДС).

Сумма к возмещению 40 рублей (60 - 20 = 40).

В этом случае может понадобиться представить документы для камеральной проверки .

2 месяца

Возмещение НДС, как правило, производится после окончания камеральной проверки, которая продолжается 2 месяца.

В случае выявления признаков, указывающих на , срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев.

Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет.

Возмещение НДС можно получить либо после окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ) либо, в случае применения заявительного порядка возмещения НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ), - до завершения камеральной проверки.

После проведения камеральной проверки декларации по НДС налогоплательщик подает в инспекцию заявление на возврат и ему производится возврат НДС.

12 дней

Налогоплательщики реализуют право на применение заявительного порядка возмещения налога путем подачи в налоговый орган налоговой декларации, банковской гарантии и заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (п.7 ст. 176.1 НК РФ). Деньги возмещаются налогоплательщику за 12 дней, после чего проводится камеральная проверка.

Исключение! налогоплательщики, уплатившие за предыдущие 3 года не менее 2 млрд. руб. налогов могут не представлять банковскую гарантию (пп.1 п.2 ст. 176.1 НК РФ).

По основным средствам НДС восстанавливается в части, относящейся к остаточной стоимости основных средств (без учета переоценок). А по недвижимому имуществу – по 1/10 от принятой к вычету суммы налога, в доле, рассчитанной по правилам ст. 171.1 НК РФ , ежегодно в последнем квартале каждого года, в течение 10 лет.

Если основное средство полностью самортизировано или эксплуатировалось данным налогоплательщиком более 15 лет, то НДС можно не восстанавливать.

Декларирование

Срок представления декларации

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

Например, за первый квартал 2015 года декларацию по НДС необходимо представить до 25 апреля 2015 года.

За непредставление декларации предусмотрен штраф (ст. 119 НК РФ).

Начиная с налогового периода 1 квартала 2014 года налоговая декларация по НДС представляется в электронном виде.

С 1 января 2015 года декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Внимание! В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока могут быть приостановлены операции по счетам (п.3 ст. 76 НК РФ).

Форма декларации по НДС

Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от от 28.12.2018 N СА-7-3/853@

Порядок заполнения декларации

Декларация заполняется в рублях без копеек. Показатели в копейках либо округляются до рубля (если больше 50 копеек), либо отбрасываются (если меньше 50 копеек).

Титульный лист и раздел 1 декларации представляют все налогоплательщики. Эти требования распространяются и на тех налогоплательщиков, у которых по итогам квартала налоговая база нулевая.

Разделы 2 - 12 , а также приложения к декларации включаются в состав декларации только при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Разделы 4-6 заполняется в случае осуществления деятельности облагаемой по ставке НДС 0 процентов.

Разделы 10-11 заполняется в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Раздел 12 декларации заполняется только в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога следующими лицами:

  • налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость;
  • налогоплательщиками при отгрузке товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость;
  • лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Порядок и сроки уплаты налога

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Декларация за 1 квартал 2015 г.

К уплате 240 рублей.

Необходимо заплатить:
до 25 апреля – 80 рублей,
до 25 мая – 80 рублей,
до 25 июня – 80 рублей.

Исключение! Лица, которые не являются налогоплательщиками НДС, но выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС, уплачивают всю сумму налога до 25-го числа месяца , следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

Понятие налоговой ставки

Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

  • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
  • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
  • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
  • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
  • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
  • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

  • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
  • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
  • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

  • при продаже продовольственных товаров (Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г.). В данной категории можно встретить такие товары, как сельскохозяйственная продукция (мясо птицы и скота, молочные продукты и т.д.), соль и сахар, крупы и макаронные изделия, рыбные продукты (за исключением деликатесов и экзотических сортов рыб), овощи, продукты питания для детей и диабетиков, и т.п.;
  • при реализации товаров для детей (подпункт 2 п.2 ст.164 НК РФ). Здесь указаны следующие товары: трикотажные изделия, продукция швейного производства (за исключением меховых изделий и товаров из натуральной кожи), обувь (за исключением обуви спортивного назначения), кроватки и матрацы, игрушки, подгузники и т.д.;
  • реализация печатной продукции, которая связана с образованием, культурой и наукой. Однако стоит отметить, что пониженная ставка не будет применена в отношении периодики, а также изданий, связанных с эротическим содержанием. Также в данную категорию не попадут те издания, в которых около 40% информации относится к рекламе;
  • товары медицинского применения (Постановление Правительства №688 от 15.09.2008 г.);
  • реализация крупного рогатого скота, а также племенных животных, их спермы и эмбрионов;
  • передача в аренду племенных животных и птиц с правом последующего выкупа.

Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

Определение

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Исчисление и уплата налога регламентированы главой 21 Налогового кодекса РФ.

Плательщики НДС, ставка налога

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В настоящее время основная ставка НДС в Российской Федерации составляет 18%. Однако для некоторых продовольственных товаров, товаров для детей действует пониженная ставка 10%, а для экспортируемых товаров фактически отсутствует - ставка 0% (при этом не следует смешивать понятия "освобождение от налога" и "обложение по ставке 0% - это разные случаи).

Расчет налога

Особенности исчисления НДС

Налог на добавленную стоимость – один из самых трудных для расчета и сложных для государственного администрирования налогов. Связано это с тем, что НДС – косвенный налог. Это значит, что его уплачивает организация за счет средств, которые получает от покупателя (НДС включается в цену товара). Более того, чтобы исключить двойное обложение добавленной стоимости, покупатели сырья, материалов, услуг, предъявляет уплаченный в составе покупной цены налог к вычету. А уже после создания и реализации своего продукта вновь исчисляют НДС и удерживают его с покупателя. В итоге, конечным плательщиком всей суммы НДС становится конечный покупатель – обычно это граждане РФ. А в случае с экспортом товаров за пределы России (Таможенного союза), НДС не платит никто, уже уплаченный налог возвращается организациям-продавцам после специальной процедуры документального подтверждения факта экспорта.

Процесс исчисления налога усложняется льготами и различными ставками. Несмотря огромную экономическую важность налога, сложность его исчисления и уплаты/возмещения делает НДС одним из самых "криминальных" и проблемных для бухгалтера налогов – его незаконно возмещают из бюджета фирмы-однодневки, а бухгалтерам добропорядочных предприятий приходится доказывать право на получение вычета.

НДС не является изобретением российской налоговой системы. Налог на добавленную стоимость существует в большинстве развитых стран мира, различаются только ставки налога (в РФ – одна из самых низких).

Подробней о налоге на добавленную стоимость, правилах его расчета, составления декларации читайте статьи в рубрике " ".


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налог на добавленную стоимость (НДС): подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2019 года

    В Республику Армения, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым... имущества в лизинг, оказываемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, признанным в соответствии с... Федерации несостоятельным (банкротом), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного пункта 1 ... которые продавцом выплачиваются вознаграждения, налогообложение налогом на добавленную стоимость этих услуг у покупателя производится...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года

    Обязанности агента уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), ... клиринговой деятельности, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. ... потребления в иных ситуациях. Налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенному органу при... 07-13/1/66751 Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные белорусским хозяйствующим субъектом... и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Письмо от 13 августа...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2019

    Рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», согласились с выводами налогового органа... посредством ее уменьшения на суммы налога на добавленную стоимость расчетным способом или на основании... права на заявление вычета по налогу на добавленную стоимость по общей системе налогообложения у...

  • НДС и налог на прибыль: отражаем в учете

    303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н). НДС...

  • Обзор поправок в НК РФ для бюджетных учреждений

    Которые будут интересны бюджетным учреждениям. Налог на добавленную стоимость. В соответствии с пп. 12 ...

  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам... осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при его приобретении... вышеуказанных операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому принимать к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом таких...

  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    Налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость в качестве налогового... качестве подарков, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении... уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом указанная сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2018

    Агентом, исчисляющим и уплачивающим налог на добавленную стоимость, признается субагент, осуществляющий расчеты... налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации и облагаются налогом на добавленную стоимость в... налогу на добавленную стоимость у такой российской организации не возникает. При этом налогообложение налогом на добавленную стоимость... обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость комитентом подтверждена, иностранная валюта...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за март 2018 года

    Налогом на добавленную стоимость. В связи с этим данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость... маршрутного), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, плата концедента по концессионному... по налогу на добавленную стоимость у концессионера не включается. При этом суммы налога на добавленную стоимость по... операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому принимать к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    Являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации... налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость... налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость... освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Конвенции между...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за май 2019

    Безвозмездной основе, для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость следует использовать методы, установленные главой... предназначенных для реализации, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при наличии документов, предусмотренных... Российской Федерации и муниципального имущества налог на добавленную стоимость исчисляется, удерживается из доходов, ... которые арендуют такое имущество, уплата налога на добавленную стоимость должна производиться данными организациями. Письмо...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года

    ... (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам... реализации алюминия вторичного подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные... не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном... металлов. Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года

    Упрощенную систему налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Письмо от 7 сентября 2018 ... многоквартирного дома, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если такие... органе, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные указанным... , то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых иностранной организацией...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018

    Налога на добавленную стоимость при возврате товаров физическими лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, ... суммы налога на добавленную стоимость, выставленных (оформленных) продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, ... предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации слитков... возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Одновременно...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за май 2018 года

    Выставляет покупатель, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. В случае если при реализации... , освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то данные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. В... режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость начиная с того отчетного (... подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК...


Налог на добавленную стоимость является самым значительным из косвенных налогов федерального уровня, который выполняет две важнейшие функции — фискальную (мобилизация поступлений доходов от налога в бюджет) и регулирующую (усиление контроля за качеством и сроками продвижения товаров и стимулирование производственного накопления).

Основа взимания НДС - добавленная стоимость, которая создается на каждом этапе производства и товарооборота.

Объект налогообложения

Объект обложения налогом на добавленную стоимость в России — это весь оборот по продаже товаров (работ и услуг), производимый предприятием.

С целью выделения НДС и во избежание двойного налогообложения, в бюджет перечисляется разница между суммой налога, уплаченной поставщику и полученной от потребителя. В результате эта сумма взимается с конечного потребителя продукции и не затрагивает интересов производителей и торговых посредников.

Ст. 146 Налогового Кодекса (НК) РФ определяет следующие объекты обложения НДС:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), в том числе и передача прав собственности и продажа предметов залога. Исключением является: предоставление в аренду помещений иностранным организациям, что аккредитируются в России или иностранным гражданам, реализация товаров медицинского предназначения по утвержденному Правительством РФ перечню, ритуальных товаров и услуг, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ, товаров народных промыслов, кроме подакцизных товаров.
  2. Передача товаров для собственных потребностей, расходы на которые, в процессе исчисления дохода на прибыль, не принимаются к вычету;
  3. Строительно-монтажные работы, которые были выполненные для собственных нужд;
  4. Ввоз продукции на таможенную территорию России.

Плательщики налога на добавленную стоимость

Согласно п.1 ст. 143 НК РФ, плательщиком НДС является:

  • абсолютно все предприятия и организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, видов деятельности, формы собственности и пр., осуществляющие какую-либо коммерческую деятельность;
  • индивидуальные предприниматели;
  • международные объединения;
  • учреждения с иностранными инвестициями;
  • лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ;
  • налоговые агенты не относятся к числу плательщиков НДС, однако, согласно ст. 161 НК РФ, в определенных законом случаях они обязаны удерживать НДС со своих поставщиков и выплачивать его в бюджет, при этом в налоговые органы они должны представлять отчетность по данным операциям.

Не являются плательщиками НДС налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и сельскохозяйственные предприятия, использующие единый сельскохозяйственный налог. Не являются плательщиком НДС организации и индивидуальные предприятия, которые уплачивают единый налог. Причем, в случае если организация ведет несколько видов деятельности, то она платит НДС по тем видам, которые не облагаются единым налогом.

Неплательщики НДС не сдают отчетность и не ведут бухгалтерский учет по данному налогу, не выделяют суммы НДС в расчетной документации, не выписывают счетов-фактур своим клиентам.

В 2014 году введены новые льготы по НДС. Так, с 01.01.2014 года освобождается от обложения налогом:

  • реализация услуг по управлению средствами пенсионных накоплений;
  • операции, которые осуществляются в рамках клиринговой деятельности;
  • операции по уступке прав по обязательствам, что возникли на основании финансовых инструментов срочных сделок, что освобождаются от налогообложения.

Пункт 2 ст. 143 НК устанавливает организации, которые не признаются плательщиком НДС:

  • организации-международные организаторы ХХІІ Олимпийских зимних игр и ХІ Паралимпийских зимних игр в 2014 году в городе Сочи или иностранные партнеры Международного олимпийского комитета, касаемо операций, что совершаются на период и в рамках проведения ХХІІ Олимпийских игр и ХІ Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи;
  • официальные вещательные компании, осуществляющие теле- и радиовещание на период проведения ХХІІ Олимпийских игр и ХІ Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Следует отметить, что данные положения п. 2 ст. 143 НК РФ будут действительны до 01.01.2017 г. (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ).

Освобождение от уплаты налога

Налоговый Кодекс России предусмотрел возможность освобождения от исчисления налога на добавленную стоимость. Это требует выполнения некоторых условий.

Во-первых, размер выручки за определенный период не должен превышать установленный лимит.

Сумма выручки включает в себя доход и облагаемых (в т.ч. при налоговой ставке 0 процентов) и необлагаемых товаров.

При расчете суммы выручки не учитываются:

  • доход от продаж, если осуществляемая при этом деятельность облагается единым налогом;
  • суммы денежных средств, перечень которых представлен в статье 162 НК РФ;
  • выручка от продаж на безвозмездной основе;
  • операции, которые осуществляет налоговый агент, руководствуясь ст. 161 НК РФ.

Во-вторых, для получения освобождения от уплаты НДС, плательщик на протяжении трех последовательных, предшествующих началу использования освобождения, месяцев не должен заниматься реализацией подакцизной продукции.

Несмотря на всю свою привлекательность, освобождение от уплаты НДС имеет и отрицательные стороны - например, жесткие ограничения объемов выручки. То есть, использовать данную привилегию выгодно только тем предприятиям, размер оборотов у которых является стабильно малым.

Налоговая ставка НДС в 2014 году

На сегодняшний день в России используются три налоговые ставки, начавшие действовать еще в 2009 году: 0%, 10% и 18%.

Налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации и экспорте товаров, по международным перевозкам товаров, в области нефте- и газопромышленности, электроэнергетики, драгоценных металлов, судостроительства, космической деятельности и ряда транспортных услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ). Однако природный газ и нефть, которые перевозятся в страны СНГ, облагаются налогом со ставкой 18 процентов. По сути, применение ставки 0 процентов является освобождением от уплаты НДС.

Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ, ставка 10 процентов определяется при:

  • реализации продовольственной продукции (по специальному перечню);
  • реализации детских товаров (по специальному перечню);
  • реализации периодики и книжной продукции, помимо рекламной и эротической;
  • при реализации продукции медицинского предназначения отечественного или импортного производства (по определенному перечню).

Исчисления по налоговой ставке 18 процентов применяются в случае, если производимая операция не относится к перечням, облагаемых по ставке 0 процентов или 10 процентов.

Порядок расчета и исчисления налоговой базы

Налоговой базой по НДС считается сумма всей полученной прибыли от реализации товаров. Также в налоговую базу могут быть включены следующие суммы:

  • полученные авансы. Исключение составляют полученные за товары (работы, услуги) авансы, облагаемые по ставке 0 процентов;
  • деньги за товары, полученные, как финансовая помощь;
  • выплаты по страховке риска невыполненных обязательств;
  • проценты по товарному кредиту, облигациям, векселям (налог берется только с части суммы процентов, что превышает ставку рефинансирования Банка России);

Сумма, которую налогоплательщик платит в бюджет, является разницей между налогом, полученным при продаже материальных ценностей и налогом, что уплачен при покупке товаров.
В процессе исчисления налоговой базы следует помнить, что она зависима от того, сколько составляет налоговая ставка. Если при продаже товаров применяются разные ставки НДС, то и налоговая база будет определена отдельно по видам деятельности.

Посчитать сумму НДС очень просто. Для этого введем условные обозначения:
Х - цена товара;
А - цена с НДС;
В - цена без НДС;
С - размер НДС;
налоговая ставка условно составляет 18 процентов.

Если необходимо узнать, сколько будет стоить товар, включающий в себя НДС, то воспользуемся формулой
А = Х + (Х * 0,18)
Чтобы посчитать, сколько будет стоить товар без НДС нужно
С = А * 18/118
В = А - С
Как видно, посчитать НДС можно даже при помощи калькулятора. В последнее время появились специальные НДС-калькуляторы, которые автоматически ведут расчеты, все что нужно пользователю — ввести исходные данные.

Налоговый Кодекс предусматривает наличие у плательщика права на уменьшения общей суммы налога на установленные вычеты. Порядок таков, что вычету подлежат те суммы, которые налогоплательщик платит за товары (работы, услуги), приобретенные им на территории России, или за уплаченные им товары при ввозе на таможенную территорию российского государства. Для предприятия, которое является плательщиком НДС к вычету можно добавить также сумму налога, перечисленную поставщикам.

Для выполнения данного условия важно, чтобы данный товар был приобретен для облагаемых НДС операций, был оплачен, а в наличии имелся счет-фактура. НДС, начисленный при продаже, который платит продавец, подлежит вычету в случае возврата данного товара.

Порядок и сроки уплаты

Исходя из фактической реализации за прошедший период, плательщик НДС платит налог в бюджет, а в налоговый орган подает налоговую декларацию. Срок уплаты - 20-е число каждого месяца. Когда эта дата совпадает с выходным (праздничным) днем, последним сроком будет первый после него рабочий день (то есть налоговый период составляет календарный месяц). Налог на добавленную стоимость уплачивается налогоплательщиком по месту фактической регистрации.Данный порядок определяет ст.163 и п.1 ст.174 НК РФ.

С момента подачи в банк плательщиком платежного поручения на оплату НДС, налог считается оплаченным, а при оплате наличными - с момента сдачи денег в банковскую кассу. При несвоевременной уплате налоговый орган может начислить организации пеню.

Для исчисления суммы, которую предприятие платит в бюджет используется следующий расчет:
Sупл = Sобщ + Sвосст — Sвыч
Sупл - сумма к оплате;
Sобщ - сумма налога;
Sвыч - сумма налогового вычета;
Sвосст - восстановленная сумма налога;
Следует отметить, что если реализация товара была произведена в иностранной валюте на территории российского государства, то налогоплательщик платит НДС в той же валюте.

Этот порядок уплаты не распространяется на предприятия, размер суммы выручки от продаж у которых не превышает в течении квартала одного миллиона рублей. Налоговый период для таких организаций — один квартал.

Что касается налоговой декларации, то правила её сдачи в 2014 году несколько изменились. Так, Федеральным Законом от 28.06.13 № 134-ФЗ, были внесены изменения в ст. 80 НК и в п.5 ст. 174 НК РФ «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет», согласно которым сдача налоговой отчетности в 2014 году будет осуществляться через электронную почту.

НДС введен в России с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в качестве федерального налога. НДС является основным налоговым источником федерального бюджета. При этом ставка НДС была снижена в 2004 г. с 20% до 18%.

В начале налоговой реформы было признано, что любые резкие изменения в НДС вряд ли будут оправданы, поэтому из серьезных нововведений предлагалось ограничиться только приближением конструкции российского НДС к международным аналогам. В рамках этой задачи модернизация НДС была проведена по следующим направлениям:
- приближение основных понятий и структуры законодательства о НДС к европейским требованиям - введение понятий места реализации товаров и услуг, нулевой ставки;
- включение в число налогоплательщиков индивидуальных пред п рин имател ей;
- введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;
- переход к взиманию НДС на основе единой налоговой ставки (не учитывая ставку 0%);
- переход к взиманию НДС на основе метода начислений, при котором момент возникновения налоговых обязательств, как и момент возникновения права на налоговый вычет, определяется как наиболее ранний из трех моментов - получение (выставление) счета-фактуры, получение (осуществление) оплаты, отгрузка (получение) товара;
- сокращение освобождений от уплаты налога до перечня стандартных освобождений, применяющегося в международной практике;
- переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой налоговой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0%, и прочим операциям;
- регламентация других вопросов в налоговом законодательстве, в частности, порядка возмещения НДС.

Все эти нововведения были реализованы на практике на протяжении периода проведения налоговой реформы.

Следует также отметить, что с 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС увеличена до квартала. Это решение позволило не только разово увеличить финансовые ресурсы налогоплательщика, но и облегчить администрирование данного налога.
Правовые основы уплаты НДС закреплены в гл. 21 НК.

Традиционно этому налогу уделяется особое внимание при формировании налоговой политики РФ.

Налогоплательщиками НДС выступают:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ дня собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Вместе с тем данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих налогообложению.

В целях налогообложения по НДС местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если:
- работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
- работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
- услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
- покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Статьей 149 НК определен закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению на территории РФ, В него входят, в частности, реализация важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, оказание медицинскими организациями медицинских услуг, услуги скорой медицинской помощи, оказание услуг по перевозке пассажиров, реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, реализация банками банковских операций, оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги в сфере культуры и искусства и многое другое.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Кроме того, гл. 21 НК предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным видам сделок, а также для отдельных категорий лиц.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

По НДС предусмотрено три вида налоговых ставок: 0%, 10% и 18%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, некоторых видов работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров, а также в иных обусловленных налоговым законодательством случаях (например, услуг по международной перевозке товаров, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ).

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации: продовольственных товаров, товаров для детей, некоторых периодических печатных изданий, книжной продукции, некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

Во всех остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету (ст. 168,169 НК).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных в НК, и при наличии соответствующих первичных документов.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с НК, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В последнее время одним из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов налоговой политики является возможное снижение НДС. При этом возможны два варианта развития событий: введение единой ставки НДС в размере 12% или же - снижение ставки НДС до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (детские товары, лекарства и т.п.). Считается, что оба варианта развития событий будут способствовать стимулированию экономического роста. Однако для осуществления такой налоговой реформы необходимо проанализировать выпадающие доходы федерального бюджета и предложить альтернативные источники доходов.