Процесс повышения уровня и качества жизни населения - процесс динамичный и требующий постоянного регулирования. Приняв во внимание, что этот процесс спонтанно осуществляться не может, следует обозначить, кто и с какой целью осуществляет сознательное воздействие на уровень и качество жизни населения.

В экономической литературе уделяется значительное внимание характеристике субъектов (участников процесса), которые должны обеспечивать повышение уровня и качества жизни. При этом разные исследователи в качестве приоритетного субъекта чаще всего выделяют государство. Так, обозначая качество жизни как важнейший государственный приоритет и одно из перспективных направлений социально-экономического развития России, представители власти отмечают, что многие граждане до сих пор считают, что обеспечение достойного качества жизни - это задача органов власти, и ни бизнес, ни общественность не могут и не должны вмешиваться в решение этой проблемы.

Можно встретить высказывания, что главным субъектом, обеспечивающим повышение уровня и качества жизни, является не государство и власть, а творческий человек, ресурсы которого неисчерпаемы. Это мнение принадлежит вице-президенту Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, академику РАЕН, проф. Патрушеву В.И.

Ряд экспертов настаивает на мнении, что процесс повышения уровня и качества жизни населения должен осуществляться представителями местного сообщества. Общественная самоорганизация позволит обустроить свою территорию, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и

для будущих поколений.

В противоположность этим мнениям Петров Н.П. считает, что именно

российский бизнес должен взять на себя ответственность за повышение уровня и качества жизни. Туркин С. В. и Анохин М.Г. ставят вопрос о социальной ответственности российского бизнеса, об участии предпринимательских структур в решении социальных проблем предприятий, организаций, городов, районов, всего общества .

Таким образом, на сегодняшний день субъектами, осуществляющими процесс повышения уровня и качества жизни, видятся государство в лице представителей федеральной, региональной и местной власти, бизнес-сообщество (различные коммерческие структуры) и сам человек (или объединение людей).

Обобщая мнения ученых и исходя из собственного видения сущности процесса повышения уровня и качества жизни, его можно представить в виде следующей модели (рис. 15).

Несомненно, главный субъект воздействия на качество и уровень жизни населения страны - государство, определяющее минимальные социальные стандарты, осуществляющее государственные социальные трансферты, улучшение социальной среды, гарантирующее свободу выбора человека, контролирующее чистоту окружающей среды.

Рис. 15.

Источник:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также важнейших решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ сформулировало миссию, которая заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения. Все эти вопросы находят отражение в социальной политике, бюджетной политике и налоговой политике, которые выступают необходимым инструментом процесса повышения качества жизни населения.

На сегодняшний день новым инструментом воздействия на качество жизни являются приоритетные национальные проекты, реализуемые в проблемных сферах жизнедеятельности нашей страны: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Приоритетность данных направлений понятна, так как они затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Всеобъемлющая роль власти в процессе повышения качества жизни должна проявляться: в заботе о пополнении казны, разумном бюджетном планировании; в защите окружающей среды; в создании условий для повышения качества жизни самими гражданами (условия для заработка, доступность образования и медицинской помощи); в увеличении выплат социально незащищенным слоям населения; в активизации бизнеса к социальной ответственности и формировании партнерских отношений с бизнес-сообществом .

На рис.16 представлены наиболее актуальные в понимании автора пути повышения уровня и качества жизни населения для современной России.


Пути социального характера - это, прежде всего, система социальной

защиты, направленная на поддержку нетрудоспособных и находящихся в затруднительной ситуации граждан страны; установление минимальных

социальных стандартов, являющихся нормативами при формировании социальной и экономической политики как самого государства, так предприятий и организаций; реализация приоритетных национальных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения за сч?т усиления финансирования ключевых направлений роста благополучия.

К экономическим путям повышения качества жизни можно отнести

развитие и поддержку малого бизнеса, как одного из секторов экономики, обеспечивающим самозанятость населения; запрет на развитие отраслей

экономики деградирующих общество и противоречащих общественным

нормам морали и этики (например, игорный бизнес, проституция, производство наркотических веществ и др.); переход к инновациям во всех сферах жизнедеятельности, способствующий поиску и использованию в практике новых достижений науки и техники; интенсификация производства для наращивания объема материальных благ за счет программ ресурсосбережения (в первую очередь природных ресурсов и электроэнергии).

На сегодняшний день социальная роль бизнеса возрастает. Это происходит в связи с тем, что растет понимание в выгодности иметь в качестве работников или покупателей людей более образованных и живущих в лучших условиях, нежели бедных и невежественных. Бизнесу социальную ответственность навязывать нельзя, так как он не будет участвовать в заведомо невыгодных программах, или в предложениях просто отдать деньги государству. Поэтому одним из возможных путей повышения качества жизни населения за счет возможностей бизнеса является активизация реализации концепции социальной ответственности.

Наряду с государством бизнес выступает «источником» удовлетворения потребностей человека. Их основная задача - удовлетворять материальные потребности и создавать условия для удовлетворения духовных.

Однако все меры, направленные на повышение качества жизни населения, могут быть эффективно реализованы лишь при объединении усилий всех субъектов процесса повышения качества жизни. По объективным причинам усилия эти неравнозначны. Например, строительство объектов культурно-досугового назначения еще не означает повышения культурного уровня населения, поскольку эти объекты могут остаться или невостребованными населением или востребованными незначительной его частью, имеющей к тому же низкий уровень культурно-эстетических вкусов и запросов.

На основе этого можно предположить, что, если усилия одного субъекта будут увеличиваться при одновременном уменьшении или неизменном действии других участников вклада другого (или других), то повышения качества жизни населения не будет наблюдаться. Тем самым достижение цели в процессе повышения качества жизни населения ставится в зависимость от совместных усилий всех участников процесса.

Для того, чтобы реализовать данную цель, основными направлениями социальной политики должны стать:

Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

Создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

Обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

Последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

Формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

Повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и другие .

Несмотря на то, что в Бразилии имеется ряд проблем в обеспечении достойного уровня жизни населения, тем не менее опыт этой страны может быть весьма ценен для России. Ценность опыта Бразилии состоит, прежде всего, в том, что в последнее время проведенные реформы значительно повысили уровень и качество жизни бразильского населения.

В последние годы Правительством Бразилии реализуется несколько программ по сокращению бедности населения Бразилии. Согласно программе «Мой дом, моя жизнь», все бразильцы, у которых доход составляет менее 1 тысячи 600 реалов (около 700 долларов), смогут купить достойное жилье, потому что федеральное правительство оплатит 90% его стоимости.

Согласно этой программе был выполнен масштабный план строительства доступного жилья для бедных слоев населения. За 2009-2011гг. построено порядка 1 млн. квартир, а общий объем финансирования составил 16,1 млрд. долларов. Таким образом, правительство решило не только острейший для Бразилии социальный вопрос, но и создало более 1 млн. новых рабочих мест. Финансирование программы было распределено следующим образом: 6,8 млрд. долларов было выделено из федерального бюджета, 5,1 млрд. долларов из государственного пенсионного фонда FGTS, остальное государственными банки и региональными и муниципальными властями.

Программа, в первую очередь, ориентирована на огромный слой малоимущих, проживающих в так называемых фавелах - бразильских трущобах.

В программе по строительству доступного жилья было заложено восемь экономических категорий граждан и три базовых уровня месячной зарплаты (самый высокий - около 1900 долларов). При этом самые бедные получили беспроцентный кредит и выплачивают около 9 долларов в месяц, уже въехав в новую квартиру. А ставка кредита для наиболее обеспеченных не превысила 5%. Кроме того, предусмотрены специальные защитные механизмы, чтобы потерявшие работу не остались без крыши над головой.

В рамках программы «Ласковая Бразилия» граждане, имеющие детей в возрасте до 15 лет, получают помощь на каждого ребенка в размере 70 реалов (33 доллара). Данные программы уже показали свои результаты: в течение 2012 года в Бразилии численность бедного населения уменьшилась на 6,4 млн. чел.

Заслуживает внимания и система здравоохранения Бразилии.

В стране существует так называемая Единая система здравоохранения, пользоваться которой могут все, но при этом, есть и частная медицина. Из 180 млн. населения страны 68% имеют только государственную медицинскую страховку.

Врачи в Бразилии причислены к людям свободных профессий, наравне с юристами и журналистами. Количество руководителей среди врачей минимально. Больницами руководят менеджеры, на постоянной основе там работают медсестры. Врачи только приходят на осмотр. В тяжелых случаях больными занимаются врачи интенсивной терапии, которых 5-10 на весь госпиталь.

В Бразилии был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение доступа к медицинским услугам самых бедных членов общества. Эти мероприятия включают:

Осуществление программ первичной медицинской помощи;

Нацеливание специальных медицинских программ на удовлетворение нужд бедных слоев населения;

Осуществление программ, в рамках которых муниципалитетам, обеспечивающим медицинскими услугами бедные семьи, выплачиваются денежные поощрения/вознаграждения;

А также выплата денежных поощрений проживающим в этих муниципалитетах беднейшим семьям, которые должным образом пользуются имеющимися услугами здравоохранения и образования, предоставляемыми

государственными учреждениями.

В Бразилии больные очень хорошо социально защищены. Здесь оплачивается государством гемодиализ, все сердечно-сосудистые операции и другие высокотехнологичные процедуры. Лечение СПИДа , гепатита С (начиная с определенных изменений), легочных заболеваний; инсулин, все препараты для диабетиков и многое другое - все лежит на государстве. (Что во многом и послужило истреблению взяточничества в данной сфере.).

Государство всем без исключения гарантирует квалифицированную медицинскую помощь. Даже если турист попадет с инфарктом в государственную больницу - ему окажут помощь, и никто не будет требовать у него страховой полис. В критической ситуации ему помогут за счет бразильского государства.

Гражданин Бразилии имеет право на медицинское обслуживание ;, может воспользоваться всеми процедурами и к тому же получить бесплатно лекарство. Такую возможность дает продуманная налоговая политика. В России подоходный налог - 13%, там - 27%. Кроме того, 1% с любой банковской операции идет на здравоохранение. В огромный список бесплатных лекарств входят дорогостоящие препараты, контрацептивы, многое другое. Некоторые косметические и пластические операции делаются бесплатно, особенно после ожогов и травм .

Еще одна важная социальная инициатива правительства Дилмы Руссефф - оказание государственной поддержки мелким сельскохозяйственным производителям, фермерам. План, который получил название «Сафра для семейного сельского хозяйства», предусматривает улучшение условий жизни и труда для миллионов мелких землевладельцев. Правительство выделяет им на период предстоящего аграрного сезона льготные кредиты, эквивалентные 10 миллиардам долларов. Эти меры позволили повысить производительность труда в фермерском секторе и повысить качество жизни производителей, прежде всего в среде наиболее нуждающихся, включая занятых сельскохозяйственным трудом индейцев.

Также бразильские власти поддерживает аграрный сектор страны, выделяя на его развитие сумму, равную 67 миллиардам 850 миллионам долларам. Эти субсидии направляются в первую очередь на увеличение семенного фонда и развития сахарной отрасли страны .

Таким образом, для России опыт Бразилии весьма показателен - там активно борются с бедностью, оказывают поддержку населению за счет реализации специальных программ. Для повышения уровня жизни россиян также необходимо реализовывать Федеральные программы, искать индивидуальный подход к поддержке наиболее бедного и социально уязвимого населения. В России также необходимо предусмотреть строительство дешевого жилья для малоимущих. Также весьма полезно перенять положительный опыт Бразилии в организации системы здравоохранения, ведь от здоровья нации зависят почти все показатели уровня и качества жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Томский государственный педагогический университет"

Социально-экономический институт

Кафедра экономической теории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

Научный руководитель: Л.В. Наумова

О.С. Семеникова

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения
  • 1.1 Уровень и качество жизни населения, индикаторы и их сущность
  • 1.1.1 Индикаторы уровня жизни
  • 1.1.2 Индикаторы качества жизни
  • 1.2 Основные показатели уровня и качества жизни населения на примере развитых зарубежных стран
  • Глава 2. Уровень и качество жизни населения России. Государственное регулирование социально-экономической политики в России
  • 2.1 Проблема бедности населения России
  • 2.2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России
  • 2.2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности
  • 2.2.2 Денежные доходы
  • 2.2.3 Заработная плата
  • 2.2.4 Безработица
  • 2.2.5 Пенсионное обеспечение
  • 2.2.6 Медицинское обеспечение
  • 2.2.7 Обеспеченность жильем
  • 2.2.8 Система образования
  • 2.3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России
  • Глава 3. Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения России
  • 3.1 Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения
  • 3.1.1 Заработная плата
  • 3.1.2 Демография
  • 3.1.3 Рынок труда
  • 3.2 Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России
  • 3.2.1 Модернизация образования
  • 3.2.2 Модернизация здравоохранения
  • 3.2.3 Формирование рынка доступного жилья
  • 3.2.4 Развитие агропромышленного комплекса
  • 3.2.5 Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика
  • 3.2.6 Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи
  • 3.2.7 Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
  • 3.2.8 Совершенствование пенсионной системы в России
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1. Динамика отношения % населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума к общей численности населения
  • Приложение 2. Динамика величины прожиточного минимума и средней заработной платы
  • Приложение 3. Динамика покупательской способности заработной платы
  • Приложение 4. Потребление продуктов питания
  • Введение
  • Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семья ми, свободными гражданами.
  • Однако не исключено, что при неразумной государственной политике грядущим поколениям России достанется дряхлеющее в борьбе с центробежными тенденциями и переворотами государство, расколотое и разлагающееся под бременем бедности и нищеты общество, больное и полуграмотное по стандартам ХХI века население, распадающаяся семья, зависимая экономика и несвободный гражданин.
  • Как бы ни был нежелателен пессимистический вариант, возможность и того и другого пути развития заложена в нашем прошлом и настоящем, в реальной ситуации, сложившейся в стране, в начале ХХI века.
  • Сегодня Россия выздоравливает от стрессов и кризисов, произошедших в 90-е годы, однако, проблемы все-таки существуют. По оценкам специалистов 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса. Смертность почти вдвое превышает рождаемость. Происходит резкое старение населения. Количество неработающих приближается к количеству работников. Продолжительность жизни мужчин самая низкая в Европе. Крайне неудовлетворительные показатели имеет и такой важнейший показатель уровня жизни как доходы населения. Сегодняшняя социальная политика России способна привести страну к политической катастрофе.
  • В условиях, когда терпение населения России находится практически на грани социального взрыва, крайне важным моментом является планомерное проведение продуманной государственной социальной и экономической политики, направленной на улучшение уровня и качества жизни населения России.
  • Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, и, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.
  • Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы имеет высокую актуальность для современной России и органов государственной власти.
  • Целью дипломной работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России. В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи, раскрывающие цель исследования:
  • - даны основные понятия уровня и качества жизни населения;
  • - проведен анализ уровня и качества жизни населения России и развитых зарубежных стран;
  • - сформулированы основные проблемы бедности населения России;
  • - изучена система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России;
  • - сформулированы основные проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России.
  • Теоретической основой исследования послужили труды отечественных специалистов по теме, законодательные нормативные материалы, материалы периодической печати, информация и статистические издания Комитета Государственной статистики РФ.

Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения

1.1 Уровень и качество жизни населения, индикаторы и их сущность

История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с XVIII. Этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и современные исследователи XX века Ф. Хайек, П. Таунсенд и др. .

В работах А. Смита выявлена относительная природа бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрыва между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. В XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем уровня и качества жизни внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования разного уровня жизни людей в обществе.

Первые исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. . По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины а также специально исследовались бюджеты безработных. В 1918 г. был составлен первый минимальный бюджет. В 1927 были обследованы бюджеты городских рабочих и служащих, в 1929 г., бюджеты колхозников, но последние были в значительной мере фальсифицированы. В дальнейшем данные обследования были запрещены, т.к. результаты резко отличались от тех описаний уровня жизни, которые давались официально. Самый "неприличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности, который продолжал употребляться до 1990 года .

Рассмотрев историю изучения проблемы уровня и качества жизни населения, перейдем к выяснению понятия и сущности этих определений.

На взгляд автора наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы :

- политические факторы;

- экономические факторы;

- социальные факторы;

- научно-технический прогресс.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно-образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессиональный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы .

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях .

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.

Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. По мнению большинства социологов, основным определением качества жизни является следующее: качество жизни это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ .

Наиболее полным определением качества жизни населения, по мнению автора является определение данное директором Государственное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики" (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: "Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению" .

Высокое качество жизни отдельного гражданина - это, когда у него:

- имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование);

- сформирована система личностно значимых и, при этом, социально позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения;

- удовлетворены базовые физиологические и психологические потребности;

- приоритетными являются вторичные потребности - личностного роста и созидательной деятельности, имеются условия для их реализации;

- осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции и чувства.

Высокое качество жизни общества - это, когда:

- имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть, абсолютное большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствует себя в безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина;

- удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, отсутствует нищета;

- осуществляется политическая, общественная, предпринимательская, производственная, хозяйственная, научная, культурная деятельность по всем направлениям социально-экономического развития с этапными достижениями, дающими вклад в качество жизни всего населения;

- абсолютное большинство населения удовлетворены своей страной и тем, что в ней происходит, испытывают чувство гордости за нее.

Качество жизни предполагает:

- чистую окружающую среду;

- личную и национальную безопасность;

- политические и экономические свободы.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья .

Во многих зарубежных странах под качеством жизни, кроме вышеуказанных критериев понимается финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

К основным сферам качества жизни относятся. :

- трудовая жизнь;

- сфера развития способностей людей;

- семейная жизнь;

- быт и поддержание здоровья;

- жизнь нетрудоспособных;

- досуг;

- окружающая среда;

- жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ее основную особенность: качество жизни - это социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. .

Качество жизни показывает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении и так же как и уровень жизни, включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей.

Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан.

Количественную характеристику уровня и качества жизни определяет система индикаторов, которые позволяют проводить анализ реального уровня и качества жизни населения, рассчитывать их показатели по регионам, по социально-демографическим группам населения, определять тенденции показателей и осуществлять международные сопоставления.

Система индикаторов включает интегральные и частные, натуральные и стоимостные индикаторы. .

Уровень и качество жизни определяются системой индикаторов, причем для каждого определения используется собственная система индикаторов. Далее рассмотрим индикаторы, характеризующие эти понятия.

1.1.1 Индикаторы уровня жизни

Интегральными индикаторами уровня жизни являются :

- реальные доходы на душу населения;

- реальная заработная плата;

- поступления доходов от вторичной занятости;

- от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям);

- процентов по вкладам населения,

- пенсий, пособий, стипендий.

С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:

- распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

- распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;

- децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

- коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации - соотношение наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах Федерации;

- коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.

Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), который представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения. .

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг - надушу населения, семью, по социальным группам, регионам, - показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы. .

Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами .

При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д. .

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

1.1.2 Индикаторы качества жизни

К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения .

Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):

В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран - Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах - Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили - свыше 0,8 .

Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП .

За период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Прогнозируется, что в 2006 г. индекс интеллектуального потенциала составит 0,37 .

Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.

К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 1995 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения . .

Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение . :

* 5 баллов - не имеет ни одна страна в мире;

* 4 балла - Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;

* 3 балла - США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.;

* 2 балла - Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;

* 1,6 балла - Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);

* 1,5 балла - Босния, Западная Сахара.

Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие: .

1) социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;

2) экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины;

3) социальной напряженности - участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;

4) развития социальной сферы- доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;

5) экологические - содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Существуют страны, в которых благосостояние населения является главным вопросом и находится на очень высоком уровне, но этого, к сожалению пока не наблюдается в России.

Следующий раздел работы посвящен изучению опыта социально развитых зарубежных стран в обеспечении благосостояния населения.

1.2 Основные показатели уровня и качества жизни населения на примере развитых зарубежных стран

Каждый человек имеет собственные критерии определения уровня и качества жизни населения. Часто основными критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования и образования. Удовлетворенность человека уровнем и качеством жизни зависит от доступности комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия.

Организация Объединенных Наций опять признала Норвегию лучшей в мире страной для проживания. В списке стран с самым высоким уровнем жизни Норвегия занимает лидирующее место. Позиции лидера "страна фьордов" сохраняет уже пятый год .

За Норвегией следуют Исландия, Австралия, Люксембург, Канада, Швеция, Швейцария, Ирландия, Бельгия, США. Далее расположились Япония, Нидерланды, Финляндия, Дания, Великобритания, Франция, Австрия, Италия, Новая Зеландия и Германия, завершающая двадцатку стран с самым высоким уровнем жизни. В прошлом году в четверке лидеров кроме Норвегии были Швеция, Австралия и Канада.

Хуже всего, согласно докладу ООН, обстоят дела в Африке: последними в списке стоят 20 африканских стран. Замыкает список Нигер на 177 месте.

Россия занимает 62-ю строчку рейтинга. Страны бывшего СНГ имеют еще более худшие позиции: Грузия и Азербайджан расположились на 100-й и 101-й позициях. Киргизия и Узбекистан на 109-й и 111-й. Чуть лучше, обстоят дела в Казахстане (80), Армении (83), Туркменистане (97) .

Уровень жизни в странах по методике ООН оценивается по трем параметрам:

- средняя продолжительность жизни,

- уровень образования,

- доходы на душу населения.

Средняя продолжительность жизни в развитых зарубежных странах достаточно высокая, например в Японии в среднем мужчины доживают до 77 лет, женщины до 84 лет (в России соответственно 57 и 62 года).

Рассмотрим подробнее Норвежскую и Шведскую модели благополучия. В этих странах уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности (отсюда очень высокая продолжительность жизни населения в этих странах). Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. В России, к сожалению, показатели смертности выше показателей рождаемости, динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей. Надо отметить, что очень важными показателями здоровья являются - количество врачей на душу населения, качество медицинского оборудования и т. д. .

Индикатором уровня образования в Швеции, Норвегии принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны .

Кроме рассмотренных выше к факторам, определяющим уровень и качество жизни этих стран относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП. Швеция занимает одно из первых мест в Европе по ВВП и потреблению на душу населения.

Другая характерная черта Швеции, Норвегии - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий в этих государствах важной частью была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей. Еще один способ определения шведской, норвежской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Таким образом, основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Этим отличаются Швеция, Норвегия от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики.

В США, Канаде, Великобритании ведущим показателем при анализе уровня и качества жизни являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше . .

Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по удельному весу обрабатывающей промышленности .

Характеризуют уровень жизни и качества населения развитых зарубежных стран показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей стран в этих основных видах продукции. В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Другим характерным показателем такого рода является производство в странах на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п. Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, компьютеров и др. .

Уровень жизни населения зарубежных стран в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.

Рассмотрев показатели уровня и качества жизни развитых зарубежных стран, перейдем к вопросам государственного регулирования уровня и качества жизни населения в России на современном этапе. Эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе дипломной работы.

Глава 2. Уровень и качество жизни населения России. Государственное регулирование социально-экономической политики в России

2.1 Проблема бедности населения России

Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети Россиян.

Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний. Весьма широк спектр последствий бедности и нищеты населения. В числе существенных факторов следует выделить: .

- кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций;

- рост числа разводов и количества неполных семей (В России из-за разводов более 613 тыс. детей до 18 лет остались без одного из родителей);

- нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения;

- асоциальный образ жизни ряда семей;

- ухудшение условий содержания детей;

- распространение жестокого обращения с детьми, снижение ответственности за их судьбу.

В последние годы резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и семей с отрицательным психологическим климатом . .

Особой чертой Российской бедности является тот факт, что бедными являются не безработные граждане, а работающее население, причем часть бедных - это Российская интеллигенция: врачи, учителя, работники бюджетной сферы .

Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума. Сохраняется проблема низких пенсий.

Прожиточного минимума достигает лишь средний размер пенсий, но у трети пенсионеров, согласно экспертным оценкам, размер пенсии ниже среднего значения. К тому же, по прогнозным оценкам в 2005-2007 годах, может происходить опережение темпов роста стоимости потребительской корзины пенсионеров (равной прожиточному минимуму пенсионера) по сравнению с общим индексом потребительских цен, на основе которого индексируется базовая и страховая часть трудовой пенсии. Это объясняется более быстрым ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине .

Говоря о проблеме бедности в сегодняшней России, стоит, по-моему, подчеркнуть не только то обстоятельство, что эта проблема вызывает наибольшую тревогу и озабоченность населения, но и то, что она продолжает доминировать в общественных настроениях, несмотря на определенные позитивные перемены в условиях жизни. Как говорит официальная статистика, темпы роста уровня доходов опережают темпы роста российской экономики .

Проблема бедности - не только и даже не столько проблема бедных, сколько той огромной массы населения, которая располагается между социальными полюсами, между небольшой прослойкой богатых (3-5%) и реально бедных, которых, по разным оценкам, от 15 до 25% . Вся эта огромная масса людей в той или иной степени, примыкающая к различным слоям среднего класса крайне чувствительна к проблемам бедности, поскольку разделительная линия между "бедными" и "средними" в материальном отношении весьма относительна. Но дело не только в этом. В этих группах наблюдается то, что называется социологами "статусной непоследовательностью". То есть, у людей есть некий "социальный капитал" (образование, квалификация, навыки, умение, опыт и т.п.), но он совершенно не конвертируется в материальный достаток. И как решить эту проблему, люди не понимают. Поэтому многие из них пребывают в депрессивном состоянии, и это состояние продолжатся для многих целое десятилетие.

Почти четверть молодых россиян обеспокоены тем, смогут ли они создать семью и обеспечить ее безбедное материальное существование. Для многих, таких образом, проблема одиночества выдвигается в число серьезных опасений на будущее . .

Наконец, важнейшей социальной проблемой, которая непосредственно сказывается как на социальном самочувствии, так и на возможностях социальной мобильности, является проблема жилья . .

В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности - явления качественно однопорядковые и не зависят от того, "похудела" или "пополнилась" потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней - уровень бедности.

Существует много причин возникновения бедности, приведем наиболее глобальные:

1. Это низкая оплата труда. По оценкам экономистов в отделении экономики Академии наук, оплата труда занижена по отношению к его реальным результатам примерно в 4 раза, на 1 рубль зарплаты работник производит в 4 раза больше товаров и услуг чем в Европе . . Этот перекос связан со структурой формирования доходов. В России довольно высок вес топливно-энергетического сектора и экспортно-ориентированных сырьевых отраслей, где относительно низкая трудоемкость, поэтому в расчете на количество трудоспособного населения здесь есть некоторый сдвиг в сторону, в конечном счете, занижения цены труда. Но, надо признать, что труд занижен в разы по цене.

2. Это разложение системы социальных гарантий, которые связаны с бюджетным кризисом . . Как бы правительство не хвасталось профицитом бюджета, действительность печальна - в России тяжелейший бюджетный кризис, государство не в состоянии выполнить ни одно свое обязательство в социальной области. Эти обязательства, ну, как их можно измерить, это норма федеральных законов. Есть закон об образовании, о здравоохранении, о культуре. Законы есть. Законы определяют обязательства государства перед обществом. Так вот ни одно обязательство, установленное федеральными законами, государством не выполняется. А количество таких обязательств составляет много десятков, и сумма невыполнения социальных обязательств государством по федеральным законам составляет не менее 500 млрд рублей.

3. Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов . .

Эти процессы прямо влияют и на межрегиональную дифференциацию. Пропасть между относительно высокодоходными и относительно низкодоходными регионами все более расширяется, а межрегиональная дифференциация растет. При этом поляризация регионов может увеличиваться даже при равенстве в темпах роста среднедушевых денежных доходов из-за различий в их абсолютных уровнях. Только весьма значительное превосходство в темпах роста среднедушевых денежных доходов в относительно низкодоходных регионах может обеспечить их постепенное подтягивание к относительно высокодоходным регионам. Но даже в этом случае на это, видимо, уйдет достаточно много времени.

Необходимо признать и понять, что в условиях свободного функционирования рыночных отношений нельзя обеспечить равномерное распределение денежных доходов.

Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать . .

Реально существует значительное неравенство между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход. Огромное большинство домохозяйств мало или вообще не имеют собственности, приносящей доход, а именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов.

Соответствующие расчеты показали, что оптимальный уровень дифференциации как соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, в целом по Российской Федерации в 1,7 раза ниже фактического. Это означает, что при стабилизации социально-экономических процессов; своевременности выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий; активизации государственной политики на рынке труда и др., естественный фон дифференциации должен быть не более 10 раз на среднероссийском уровне .

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень и качество жизни населения России отличаются крайне низкими показателями. Ярким свидетельством социального бедствия населения России являются интегральные показатели, характеризующие уровень и качество жизни. В следующем разделе дипломной работы эти показатели будут рассмотрены более подробно.

2.2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России

2.2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности

Федеральным законом № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятым 24 октября 1997 года, была установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в субъектах и в целом по Российской Федерации, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации ежеквартально устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - региональными органами исполнительной власти. Данные об уровне и масштабах бедности, а также о величине прожиточного минимума в России приведены в таблице 2.1.

Из приведенных данных официальной статистики видно, что около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения.

К сожалению, официальные данные не указывают количество тех, кто близок по своим доходам к черте бедности. По мнению экспертов, в настоящее время около трети населения России испытывают серьезные материальные трудности. Еще хуже ситуация выглядит по данным Всемирного банка. В опубликованном докладе о бедности в России говорится, что каждый пятый житель России живет за чертой бедности, имея месячный доход менее тысячи рублей.

Таблица 2.1. Величина прожиточного минимума и численность бедного населения в России за 1991 - 2005 г. г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц; до 1998 г. - тыс. руб. в месяц).

Величина прожиточного минимума (руб.)

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

млн. человек

в % к общей численности

Большинство бедных - это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. При этом более обеспеченные люди получают больше льгот и пособий, чем бедные. Если нынешняя ситуация сохранится, то скоро эти люди и их дети смирятся со своим положением, и тогда будет запущена социальная система воспроизводства "настоящих" бедных, которые утрачивают желание изменить ситуацию к лучшему.

2.2.2 Денежные доходы

Становление новых экономических отношений обусловило резкое расслоение населения России по уровню материального достатка.

В настоящее время почти половина общего объема денежных доходов достается наиболее благополучной пятой части населения, тогда как 40% наименее обеспеченного населения получают лишь 16% от общего объема денежных доходов.

Дифференциация доходов в высокоразвитых капиталистических странах до определенных пределов считается благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную часть этих накоплений в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. В России эта экономическая модель сегодня не срабатывает. Значительная часть финансовых ресурсов не способствует развитию отечественной экономики и уходит за рубеж.

В условиях высокой концентрации доходов у небольшой части населения возникла проблема, связанная с необходимостью гарантировать остальному большинству населения определенный минимальный уровень потребления.

Дифференциация по доходам раскрывает только часть картины общего неблагополучия, так как 40% домохозяйств вовсе не имеет сбережений, четверть населения страны живет на жилой площади менее 9 квадратных метров на человека, треть жилого фонда страны не имеет элементарных коммунальных удобств.

Большинство бедных - жители средних и малых городов, жители сел. Ясно, что есть немалые различия и между регионами: во множестве из них чуть ли не все население подпадает под критерии бедности.

В среде бедных значительна доля многодетных, неполных семей, больше семей, в составе которых - пенсионеры и инвалиды. В каждой четвертой бедной семье есть безработный или работающий на временной работе. У многих очень плохие жилищные условия, ощущается недостаток мебели и необходимых бытовых приборов. Только 7% из числа бедных семей имеют хоть какие-то сбережения, до 40% бедных семей имеют долги - в том числе по коммунальным платежам.

Бедным практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций культуры и отдыха.

Одним из наиболее острых отрицательных последствий массовой бедности является ухудшение рациона питания населения России. Потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 года, рыбы и рыбопродуктов - до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.

Уменьшение доли основных продуктов в рационе питания российских граждан еще больше увеличило разрыв в уровнях потребления биологически ценных продуктов населением России и развитых государств. Например, население России наполовину меньше, чем в США, Франции, Австралии и Дании, и более чем на треть меньше, чем в Германии и Австрии, потребляет мяса и мясопродуктов. Уровень потребления фруктов и ягод в более чем четыре раза ниже, чем в Германии, Италии и Нидерландах, молока и молочных продуктов - вдвое ниже уровня их потребления в Германии и Франции.

Снижение качества питания (по количеству и составу) у подавляющего большинства населения России является одной из причин ухудшения здоровья. Все более распространенными явлениями становятся ослабление иммунной системы, дефицит веса у новорожденных и молодежи, рост заболеваний желудочно-кишечного тракта, пищевых отравлений, анемии у молодых матерей.

На 1 января 2006 года общая численность инвалидов в Российской Федерации составила 10991 тыс. человек. Из 1184 тыс. человек, впервые признанных инвалидами в 2005 году, 550 тыс. (46,5%) были в трудоспособном возрасте.

Свидетельством низкого общего уровня благосостояния населения является высокая доля расходов на питание в структуре потребительских расходов населения. По данным государственной статистики, в период наибольшего падения уровня жизни в 1998 - 1999 гг. более 53% своих потребительских расходов население вынуждено было использовать на питание. В 2006 году доля расходов на питание несколько снизилась и составила 44,1% потребительских расходов населения, но по-прежнему оставалась выше, чем в 1990 году (36,1%).

...

Подобные документы

    Понятие уровня жизни и его составляющие. Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения. Понятие семьи и домохозяйства. Динамика прожиточного минимума в России. Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения, индикаторы их измерения. Показатели уровня и качества жизни населения России: совокупность экономических отношений. Основные направления повышения уровня жизни населения России.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2010

    Концептуальные аспекты и системы показателей уровня жизни населения. Методики оценки уровня и качества жизни населения. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения Тюменской области и России в целом. Меры повышения уровня жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Экономический рост как инструмент повышения уровня жизни населения. Индикаторы, показатели и система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России. Демографическая ситуация в РФ, анализ безработицы, основные проблемы бедности.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2014

    Система показателей статистики уровня жизни населения. Показатели расходов населения и потребления, накопленного имущества и обеспеченности жильем в СНС и России. Уровни и границы бедности. Показатели уровня жизни населения Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2009

    Уровень жизни и бедности населения, показатели измерения. Качество жизни и методы его оценки. Характеристика уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, способы их повышения. Факторы, определяющие динамику уровня жизни и степень их влияния.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2011

    Уровень и качество жизни: понятие и сущность. Интегральный и частный подходы к познанию этих понятий. Факторы, определяющие динамику качества жизни населения. Оценка занятости населения и безработицы. Разработка направлений снижения уровня бедности.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2014

    Определение, сущность и структура понятий "уровень жизни" и "качество жизни населения". Основные показатели уровня жизни и качества жизни населения. Факторы территориальной дифференциации качества жизни населения на примере Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2015

    Показатели доходов домашних хозяйств. Статистическое изучение расходов населения и потребления товаров и услуг. Показатели имущества и обеспеченности населения жильём. Дифференциация доходов, уровня и границ бедности. Динамика прожиточного минимума в РФ.

История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с XVIII и по настоящее время. На сегодняшний день повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития Российской Федерации. Уровень жизни играет важную роль в социально-экономической жизни общества. Актуальность исследования во многом зависит от мирового экономического кризиса, вследствие которого уровень и качество жизни значительно снизились.

Уровень жизни - система количественных и качественных показателей общего потребления населением природных, материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах. То есть уровень жизни можно определить, как уровень благосостояния населения. Качество жизни – это удовлетворение таких потребностей человека, как социальные, материальные и духовные.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия “качество жизни” большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе .

Используя официальные данные Федеральной службы государственной статистики, рассмотрим основные показатели характеризующие уровень жизни населения России.

Рост среднедушевого денежного дохода населения России за период с 2009 по2014 г.г. показан в таблице 1.

Таблица 1 Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации

Самый низкий темп роста среднедушевого денежного дохода составил в 2011г. и в 2014г.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, важным показателем, характеризующим уровень жизни является численность населения (таблица 2).

Таблица 2 Численность населения Российской Федерации

Все население, млн. чел

В общей численности населения,

городское

сельское

городское

сельское

В период с 2009 по 2014 года численность населения в процентном соотношении осталась неизменной. Однако численность городского населения повысилась на 1,6%, сельского – снизилась на 1,9%.

Еще один немало важный показатель – это уровень занятости населения и безработица. В численности экономически активного населения на 2015 г. 71,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью. По сравнению с2014 г. – 71,4 возросло. Безработица на2014 г. составила 5,3 %, а на январь2015 г. – 5,5 %.

Так же по данным Генпрокуратуры, преступность в России в2015 г. повысилась на 5,2 % по сравнению с2014 г. С января по август 2015 года зарегистрировано 1538280 преступлений, что на 86271 больше, чем за аналогичный период2014 г. .

Исходя, из приведенных выше показателей можно выявить такие проблемы, как: 1) низкий темп роста среднедушевого денежного дохода; 2) повышение безработицы в связи с экономическим кризисом; 3) большое число преступности на территории Российской Федерации .

Пути решения данных проблем:

1) повышение денежных доходов в первую очередь зависит от увеличения заработной платы занятого населения России, а так же от усовершенствования нормативно-правовой базы касающейся трудовой занятости населения.

2) проблема безработицы в России сейчас находится на особом контроле в связи с экономическими кризисами и сокращением производства. Путями решения проблемы могут служить: создание условий для роста самозанятости, которые способствуют увеличению новых рабочих мест и открытию собственного дела; создание служб занятости по отраслям; поддержка служб, которые занимаются переподготовкой и переквалификацией безработных.

3) для решения проблем с преступностью в первую очередь следует ужесточить наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков, а так же наркотических и токсических веществ.

Таким образом, с помощью путей решения данных проблем можно повысить уровень и качество жизни населения. Улучшить благосостояние населения и изменить взгляд на жизнь в хорошую сторону.

Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1746. Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения 134.86 KB
Проанализировав средний уровень рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. В современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства, это становится особо важным.
19498. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБПРОМ» 327.12 KB
Финансовые возможности организации практически всегда ограничены. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, чтобы эти ограничения не превышали допустимых пределов. В то же время необходимо соблюдать обязательное в финансовом планировании требование осмотрительности, формирования резервов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могли бы привести к утрате финансовой устойчивости.
14201. Основные направления повышения финансовой устойчивости и деловой активности ЗАО «Татстроймонтаж» 130.84 KB
Понятие значение и задачи оценки финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 6 Факторы определяющие финансовую устойчивость предприятия и подходы к ее оценке. Методика анализа финансовой устойчивости и деловой активности предприятия...
1327. Основные направления к внедрению системы менеджмента качества в ОАО «Номос Банк» 375.59 KB
Развитие предприятий реального сектора экономики требует создания устойчивой банковской системы России, важнейшей характеристикой которой является своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц по привлечению и размещению денежных средств...
3280. Основные направления внешней политики России в XVII века 23.15 KB
Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками
5393. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XXI В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 238.74 KB
Теоретико-методические основы инновационного развития внешней торговли в современных условиях глобализации Экономическая сущность внешней торговли государства виды формы направления развития Взаимосвязь и взаимообусловленность инноватизации внешней торговли и инновационных процессов национальной экономики в условиях глобализации...
3221. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Основные направления 20.15 KB
Россия решала несколько внешнеполитических задач: первое направление южное. Россия вела борьбу за выход к берегам Черного и Азовского морей освоение и заселение южных черноземных степей. Россия вела активную борьбу с революционной Францией. Русскотурецкие войны На южном направлении Россия многократно вступала в противоборство с Турцией.
3465. Внешняя политика России во второй половине XV-XVI вв.: основные направления, итоги 12.02 KB
Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю что расширило бы связи страны с Европой. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск были взяты Нарва и Юрьев исход ее был печален для России. Швеция так же успешно вела военные действия против России.
3053. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления, итоги 17.82 KB
Это позволило России занимать более активную позицию и на Балканах. Позднее этот город был присоединен к России было образовано Туркестанское генералгубернаторство.
16483. Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг 14.12 KB
Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики Качество продукции и услуг является одним из...

Введение

1.Понятие и проблематика уровня и качества жизни

2.Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки

3. Социологические проблемы повышения уровня и качества жизни в Белгородской области

Заключение

Библиографический список литературы


Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал – совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность жизнедеятельности социума.

Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан – первоочередная задача любого государства, кардинальный вопрос соотношения власти и общества.

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется устойчивым переходом наиболее развитых стран на принципиально новую стадию своего развития – постиндустриальное общество. Этот переход часто ассоциируется с вступлением человечества в новую эру – «эру качества». Качество становится основным показателем и критерием жизнедеятельности.

Актуально это и для современной России, имеющей все предпосылки для выхода на принципиально новый виток своего развития. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.

Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощённой в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса – повышение качества жизни населения.

Для выполнения этой задачи и направлены проводимые в стране с 1 января 2006 г. приоритетные национальные проекты в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства.


Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом. Такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

К количественными показателям уровня жизни относятся: уровень заработной платы, средний доход на душу населения, средние нормы потребления на душу населения, занятость населения и т.д. В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, важны не только объективные показатели, охватываемые термином «уровень жизни», но и их оценка, выявление их значимости для индивида, зависящая от его культурного уровня, вовлеченности в те или иные традиции, физиологического своеобразия.

В структуру образа жизни входят не только сами условия проживания человека - экономические, политические, хозяйственные и бытовые, а и их отражение в сознании людей, оценка этих условий индивидами. Социолога интересуют не условия сами по себе, а условия как регулятивы поведения людей. Поэтому, например, один из важных показателей уровня жизни - не только количество объектов культуры и быта, а и количество людей, удовлетворенных количеством и качеством этих объектов.

Качество жизни , как комплексная оценка жизнедеятельности людей, представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества .

Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Оно определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Параметры качества жизни могут служить не только целью социального развития, но и его условием. Никакие действия государства не должны вести к ухудшению качества жизни сверх пороговых значений.

Расчёты показали, что качество жизни зависит на 40% от экономических факторов и на 60% от духовных, прежде всего нравственной атмосферы в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но становятся не целью, а средством.

В такой ситуации государственная политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и духовные, развивая в обществе стремление к справедливости, взаимопомощи, свободе, социальной поддержке.

В последние годы понятие «качество жизни» заняло прочное положение в научном обороте, наряду с понятиями уровня и образа жизни. Интерес к проблематике качества жизни наблюдается прежде всего в наиболее благополучных городах и регионах, руководство которых озабочено уже не столько проблемами социальной защиты и поддержки малоимущих домохозяйств и слоев населения, сколько проблемами устойчивого социального развития, т.е. такого развития, при котором каждое последующее поколение людей находится в не худших условиях жизни, чем предыдущее.

Растущий интерес исследователей и практиков к качеству жизни вызван четко выраженной зависимостью всего социального развития от степени удовлетворенности населения условиями жизни. Тесная взаимосвязь между социальным развитием, с одной стороны, и уровнем и качеством жизни, с другой стороны, заключается в том, что само социальное развитие выступает в виде изменения уровня и качества жизни людей и социальных общностей относительно их прежнего состояния, а также в виде изменения уровня и качества жизни этих общностей относительно друг друга.

В условиях стабилизации экономической и политической обстановки в стране, ее внешней и внутренней политики вопросы повышения качества жизни населения приобретают стратегическую значимость и актуальность. Это подтверждается в частности тем, что понятие «качество жизни» стали употреблять и руководители самого высокого ранга. Основной чертой нового века, - подчеркивал В.В. Путин в своем послании к российским избирателям, - станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Повышение качества жизни населения имеет особенно важное значение на местном (муниципальном) уровне.

Во-первых, большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне.

Во-вторых, качество жизни населения становится постепенно главным критерием оценки эффективности местного самоуправления.

Однако пока еще нет общепринятой концепции повышения качества жизни населения страны, ее регионов, муниципальных образований. Отсутствует единый подход к содержанию самого понятия «качества жизни», нет общей методологии и методики его измерения.

Результаты социологических исследований качества жизни населения регионов дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры.

Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона.

Качество жизни населения России во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти муниципального управления, направленного на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства.

Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса.

27 декабря 2002 года собранием инициативной группы было принято решение о формировании рабочей группы по подготовке и реализации комплексной программы «Повышение качества жизни населения через социальное партнёрства», в которую вошли представители Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряд научных, общественных и коммерческих организаций.

Цель этой программы – создание действенного механизма постоянного партнёрства представителей научного сообщества, органов власти, деловых кругов и общественности для практического решения задачи стабильного повышения качества жизни граждан России.