УСН - федеральный или региональный налог ? Рассмотрим этот вопрос в данной статье и определим, в какой из бюджетов он оплачивается налогоплательщиками.

Что такое УСН?

«УСН» расшифровывается как «упрощенная система налогообложения». Она по своей сути является самой понятной и удобной по сравнению с остальными системами налогообложения.

Преимущества применения УСН:

  • отчетность сдается один раз в год;
  • можно выбирать объекты для расчета налога (6% или 15%) в зависимости от суммы расходов предприятия.

Так, если расходы превышают отметку в 60%, оптимально использовать объект «доходы минус расходы» со ставкой налога 15%.

Ведение учета хозопераций при УСН довольное простое по сравнению с другими системами. Данная форма налогообложения позволяет сэкономить финансы на налогах и дает возможность использовать их на другие цели, необходимые для развития предприятия.

В какой бюджет платится УСН?

УСН является такой системой налогообложения, при которой сдавать отчетность и оплачивать налог нужно по месту жительства (для ИП) или по месту регистрации (для предприятий). Уплата данного налога не привязана к месту получения дохода от осуществляемой деятельности. То есть деятельность можно вести в любом регионе страны, но отчитываться и оплачивать налог придется по месту регистрации (для фирм) или прописки (для ИП) (п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

УСН является федеральным налогом, но это не означает, что он пойдет именно в федеральный бюджет. Перечисление данного налога производится на счет федерального казначейства, а оттуда денежные средства распределяются по бюджетам. Данные действия осуществляются независимо от плательщика.

Порядок распределения данного рода платежей подробно отражен в бюджетном законодательстве, согласно которому УСН распределяется в размере 100-процентного норматива в бюджет региона (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

О том, кто может работать на упрощенке, см. материал

Создание собственного бизнеса предполагает заполнение и передачу деклараций по УСН . Зачем нужны КБК, куда попадают деньги, какая информация необходима для оформления платежного поручения?

Упрощенная система налогообложения введена ч. 2 НК РФ и является видом налоговой системы, при которой ставка у субъектов малых предприятий снижается и упрощает ведение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Упрощенный налог оплачивается по месту жительства для ИП и по объекту регистрации для учреждений. Конкретного место прикрепления не имеет, деятельность можно вести по всей территории РФ, но оплачивать на зарегистрированном участке.

УСН относится к федеральным видам пошлин , уплаченные средства зачисляются на общий государственный счет, но само распределение происходит по бюджетам. Т.е 100% далее зачисляется в региональный бюджет. Все переводы происходят без участия налогоплательщика .

Согласно Налоговому Кодексу РФ установлены виды ставок , которые применимы к УСН:

  • организации уплачивают 6% ;
  • 5-15% при доходах, уменьшенных на расходы.

Авансовые платежи необходимо оплачивать до 25 числа за прошедший период (квартал, полгода, 9 месяцев), т.е. в апреле, июле и октябре. По окончании календарного года считается общая сумма за уплату, при схеме «доход минус расход», считается единый и минимальный налог. Если какая-либо из дат выпадает на выходной день, ее уплата переносится на ближайший рабочий день.

Существуют особые условия для организаций и ИП , находящихся на УСН, когда должна поступать оплата:

  • завершение работы предприятия – до 25 числа, после закрытия ИП в следующем месяце (уведомить ФНС);
  • потеря УСН – 25 числа следующего за месяцем, когда права были потеряны.

Основные реквизиты

В 2019 году налогоплательщики обязаны внести итоговый платеж за 2018 год с учетом уже внесенных авансов, а также 3 квартальных платежа авансовым методом. Реквизиты в данном году практически не изменились . Основные поля для заполнения платежки, которые необходимо изучить.

Номер поля Наименование Указание реквизитов для оплаты налога
101 налогоплательщик 09 – индивидуальный предприниматель, 01 – учреждения
18 вид операции 01
21 очередь уплаты 5
22 код 0 – аванс или налог, указанный ИФНС
24 объект платежа и назначение УСН по доходу или аванс
104 КБК 182 105 01011 011000 110
105 ОКТМО расположение ИП или компании
106 основание оплаты текущий платеж, задолженность, требование ФНС
107 дата уплаты за квартал (КВ.01.2019), за год (ГД.00.2018)
108 номер платежки 0 – авансовый платеж или налог, номер для взыскания предоставляет налоговая служба
109 дата документации 0 – аванс, номер декларации при оплате налога, при требовании его порядкового номера

Уплата сборов возможна только в российской валюте . Исполнение не будет считаться действительным при неверном указании банка исполнителя и номера счета казначейства по территории России, где зарегистрирован налогоплательщик.

Единые для всех налогоплательщиков

Общими сведениями, которые предоставляют налогоплательщики, являются паспортные данные, их вносить необходимо обязательно. Код КБК различается для категорий платежей и направления в бюджет. Поэтому код для прибыли и доходов минус расходы будут различаться. Реквизиты для уплаты налога УСН, назначение платежа и все остальное заполняется по такому же принципу.

Поменяться могут только при условии, что плательщик сам поменял какие-либо данные, к примеру, фамилию, название организации. Все данные по реквизитам обновляются в соответствии с законодательными актами, сообщат о которых органы ФНС.

Также рекомендуется воспользоваться формой для заполнения платежных документов на перечисление налогов .

Регламентирование применения кодов бюджетной классификации

КБК применяется для учета расходов, доходов и используется в налоговом и бухгалтерском учете, при помощи которого оформляются платежные документы.

КБК значительно облегчило работу при распределении бюджета среди регионов РФ на федеральном уровне на будущий год. При оплате платежа есть возможность полностью определить его категорию, назначение, кто и когда его отправил . Набор из 20 цифр, каждая из которых относится к категориям платежа.

КБК классифицирует различные категории оплат :

  • штрафы за причиненный ущерб;
  • уплата страховок;
  • налоги любых категорий;
  • госпошлины и др.

При неправильном написании кода деньги могут уйти совершенно в другом направлении, что впоследствии грозит наложением штрафов.

Заполнение платежки

Составлять поручение платежа по УСН в 2018 году необходимо по форме, которая утверждена законодательством РФ. Каждому полю присвоен свой идентификационный номер .

В платежке по доходам необходимо указать следующие сведения :

  1. Статус человека (101), оплачивающего налог – ИП — 09 или организация — 01.
  2. Очередность оплаты (21) – аванс или налог – 5, если ФНС предъявило требование об оплате – 3.
  3. КБК (104).
  4. ОКТМО (105) – код из 8 или 11 цифр место нахождения.
  5. Причины, по которым оплачивается налог (106) – постоянная оплата, задолженность, аванс.
  6. Срок оплаты (107) – год, квартал, к которому относится платежка.
  7. Номер оплаты (108) – ставится 0, если оплачивает ИП аванс или единый налог.
  8. Дата документа (109).
  9. Категория платежа (110) – не заполняется.

Коды могут иногда изменять, последние поправки за 2018 год по КБК.

В таблице ниже представлены номера платежки , которые необходимо заполнять правильно, во избежание неправильной отправки платежа.

Номер поля Коды с заполнением Особенности
101 01 – юридическое лицо, 09 — ИП
18 01
21 5
22 0, номер, который предлагает ИФНС
24 авансовая платежка, единый налог, минимальный налог по УСН
104 182 105 010 21 01 10 00110 для минимального налога
105 ОКТМО по расположению организации и ИП
106 вид платежа (текущий, аванс, за год)
107 Квартальный, за год
108 0 или по требованию ИФНС
109 0, когда была подписана декларация

На что следует обратить внимание

Составляя платежку, стоит выделить некоторые нюансы , которые позволят исключить несвоевременную оплату и ошибки при подаче.

Заполняя платежку необходимо подготовить 4 экземпляра , они нужны:

  • для банка, чтобы списать средства;
  • 2 копии – для подтверждения перевода и его проводки, также служит основанием для подтверждения оплаты для получателей;
  • свидетельство об оплате, что она проведена для налогоплательщика.

Следует обратить внимание, что документы будут приняты, но проведен платеж будет только после поступления денег на счет . Стоит также учитывать, что расчетный счет ИП и счет физического лица — абсолютно разные категории . На основании соглашения с банком, индивидуальные предприниматели не могут использовать свои личные счета для оплаты налогов. ЦБ РФ может заблокировать платеж или вовсе весь счет.

При подаче бумажного вида документов исправления, в том числе при помощи корректирующей жидкости не принимаются. Чтобы подать платежку в электронном виде, можно предварительно ее оформить в программе «Декларация».

Ошибки, допущенные при заполнении, могут послужить отказом банка для принятия поручения. Существуют также ограничения по количеству символов, к реквизитам они не относятся, т.к. там стандартный набор цифр. При заполнении наименования получателя и налогоплательщика допустимое количество – 160, назначение платежа – 210.

ФНС предоставляет возможность сформировать онлайн-платежи , сервис исправляет ошибки автоматически, что позволяет составить поручение грамотно. Все коды и наименования уже имеются в программе, их нужно только выбрать.

Заполнение и передача платежки — процесс несложный, если его детально изучить. Классификация бюджетных кодов позволит определить, к какому из доходов присвоен свой код. Своевременная оплата налогов и правильное заполнение деклараций позволит избежать пеней и штрафов.

О налогах ИП при УСН — на видео.

Удобством, простотой применения отличается упрощенная система налогообложения. Она доступна для предпринимателей в двух формах с разными налоговыми объектами и ставками. Вопрос принадлежности УСН – федеральный или региональный налог, встает при определении бюджета для перечисления рассчитанного налогового обязательства.

Общая характеристика упрощенного режима

Субъекты предпринимательства отдают предпочтение УСН по причине освобождения от уплаты ряда налогов и отсутствия необходимости составлять налоговую отчетность с периодичностью чаще, чем раз в году. В зависимости от предполагаемого объема годовой выручки и ожидаемых издержек деятельности можно выбрать наиболее выгодный объект налогообложения:

  1. По признаку «доходы», для которого действует ставка налогообложения на уровне 6%. Налоговая база формируется из всей суммы годовых доходных поступлений.
  2. По признаку «доходы минус издержки», при которой величина налоговой базы рассчитывается как разница между выручкой и понесенными затратами. Расходы можно вносить в расчет при условии, что они включены в актуальный перечень затрат, утвержденный законодательно, и являются экономически обоснованными, имеют документальное подтверждение.

Если расходная часть перекрывает больше половины доходных поступлений, то выгодно применять второй вид УСН.

Правила уплаты УСН

НК РФ в ст. 12 устанавливает 3 типа налогов :

  1. Федеральные.
  2. Региональные.
  3. Местные.

Учет налоговых обязательств разных видов бюджетной принадлежности ведется обособленно. При наличии переплаты по одному из налогов зачесть ее в счет налога, подлежащего уплате в другой бюджет нельзя. Излишне перечисленные суммы в федеральный бюджет разрешено переводить на счета оплаты других федеральных налогов, но не для перекрытия задолженности по региональным или местным налогам.

При переходе на упрощенный спецрежим субъекты предпринимательства обязаны подавать налоговую декларацию в ИФНС с периодичностью 1 раз в год. Отчеты сдаются в отделения налоговых органов:

  • для ИП с привязкой к месту жителя коммерсанта;
  • для юридических лиц подразделение налоговой инспекции выбирается по месту регистрации предприятия.
Налог уплачивается без разделения по принадлежности к территориям получения дохода. Вся сумма налогового обязательства перечисляется по месту прописки ИП или по месту регистрации фирмы. Какая разновидность налога УСН – местный налог или федеральный:
  • предпринимательскую деятельность можно осуществлять в разных местах РФ;
  • подавать отчетность и уплачивать налог необходимо с привязкой к месту регистрации или прописки;
  • налоговые перечисления направляются в федеральный бюджет.

Перераспределение поступившего налога

На последнем этапе средства, поступившие на счет казначейства федерального уровня, перераспределяются между бюджетами других уровней. Эти манипуляции происходят без участия налогоплательщиков. Нормами Бюджетного кодекса в ст. 56 указано, что поступающие ресурсы от плательщиков налога по УСН должны в объеме 100% перенаправляться в бюджеты регионов. Упоминания о том, что УСН относится к категории федеральных налогов, содержатся в Письме ФНС от 10 мая 2006 г. под № ММ-6-19/ и в Письме, изданном Минфином, от 20.04.2006 г. № 03-02-07/2-30. Упрощенная система не числится в списке налогов в ст. 13-15 НК РФ. Но ссылка на принадлежность упрощенного спецрежима к федеральной бюджетной группе имеется в ст. 13 НК РФ. В числе других федеральных налогов значатся подоходный налог, платежи по акцизам, НДС, прибыли и НДПИ, все виды государственных пошлин, водный налог и налог, взимаемый с имущества.

Налоги бывают трех видов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Вид налога важен с точки зрения возможности зачесть переплату по нему в счет уплаты иных налогов. К примеру, излишне уплаченный федеральный налог зачесть в счет уплаты региональных или местных налогов не получится (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Уменьшить на «федеральную» переплату можно будет только федеральные налоги и сборы, пени и штрафы. Аналогичный порядок действует в отношении региональных и местных налогов.

Налоги и сборы федеральные, региональные и местные

Классификация налогов по видам представлена в таблице:

Вид налога (сбора) Наименование налога (сбора)
Федеральный
(ст. 13 НК РФ)
НДС
Акцизы
НДФЛ
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина
Региональный
(ст. 14 НК РФ)
Налог на имущество организаций
Налог на игорный бизнес
Транспортный налог
Местный
(ст. 15 НК РФ)
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Торговый сбор

УСН: какой вид налога

В ст.ст.13-15 НК РФ в перечне видов налогов упрощенка не поименована. В то же время, в п. 7 ст. 12 НК РФ указано, что Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предусматривают уплату федеральных налогов помимо указанных в

Упрошенная система налогообложения широко применяется в сфере малого предпринимательства. Ее применение организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога . Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно .

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, по общей системе. Индивидуальные предприниматели производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей (с 1 октября 2012 г. -15 млн. руб.).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные организации.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных видов деятельности.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысим 20 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов имущества превысила 100 млн. руб., он считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря текущего года.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают:
  • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на 36 видов расходов. Основными из них являются:
  • расходы на приобретение (изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
  • расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Стоимость основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
  • в отношении расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию и техническое перевооружение — с момента ввода в эксплуатацию;
  • в отношении приобретенных нематериальных активов — с момента принятия на бухгалтерский учет;
  • в отношении приобретенных основных средств, а также приобретенных нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
    • при сроке полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения УСН;
    • при сроке полезного использования от трех до 15 лет включительно — в течение первого календарного года применения УСН — 50%, второго календарного года — 30% стоимости и третьего календарного года — 20% стоимости.
    • при сроке полезного использования свыше 15 лет — в течении первых 10 лет применения УСН равными долями стоимости.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения. При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться п. 3 ст. 258 НК РФ.

Для основных средств, которые не указаны в этом пункте, сроки их полезного использования устанавливаются в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на УСН, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Признание доходов и расходов осуществляется кассовым методом. Налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях и пере- считываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, у которого объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Убыток может быть перенесен, на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иного режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не применяется при переходе на общий режим налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. В последнем случае законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15%.

Налог исчисляется налогоплательщиком как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (квартальных платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работником пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода также исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Авансовые платежи по налогу уплачиваются на позднее 25-го числа 1-го месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. Декларации представляются налогоплательщиками — организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов России.

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов, необходимых для исчисления суммы налога в книге учета расходов и доходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов России.

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:
  • на дату перехода на УСН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на УСН;
  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на иной режим налогообложения с использованием метода начислений:
  • включают в состав доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров в период применения УСН, оплата которых не произведена до даты исчисления налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиком при применении УСН, признаются расходами, если они не были оплачены на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН на основе патента.

Применение упрощенной системы на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, численностью, не превышающей 5 человек, и осуществляющим виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.25.1.

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов Федерации принимается законами соответствующих субъектов Федерации.

Принятие субъектами Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять ими по своему выбору УСН. Документом, удостоверяющим право применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента, является выдаваемый ему налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности. Патент выдается по выбору налогоплательщика на определенный период. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки его на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения УСН на основе патента. Форма патента и указанного заявления утверждается ФНС РФ.

Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Патент действует только на территории того субъекта, на территории которого выдан.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению годового дохода. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

Размер потенциально возможного к получению дохода устанавливается законами субъектов Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Федерации.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по определенному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

При нарушении условий применения УСН на основе патента индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае он должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней со дня перехода на иной режим. Индивидуальный предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года, после утраты права на его использование.

Доходы от уплаты налога при применении УСН распределяются органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим нормативам:

  • в бюджеты субъектов Российской Федерации — 90%;
  • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 0,5%;
  • в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 4,5%;
  • в бюджет Фонда социального страхования — 5%.

Доходы от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами Федерального казначейства по следующим нормативам отчислений:

  • в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — 60%;
  • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 2%;
  • в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 18%;
  • в бюджет Фонда социального страхования — 20%.

С 1 января 2011 г. доходы от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, будут полностью зачисляться в доходы бюджетов субъектов Федерации.