В результате освоения главы 2 бакалавр должен:

знать

Различные типы эколого-экономического развития;

уметь

Анализировать направления снижения природоемкости экономики;

владеть

Методологическими основами экономической оценки эффективности природопользования.

Типы эколого-экономического развития

В современной мировой экономике доминирует техногенный тип экономического развития. Это природоемкий тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются быстрое и истощающее использование всех видов природных ресурсов, сопровождаемое экономическим ущербом, а также значительные экстерналии, или внешние эффекты, т.е. негативные эколого-экономические последствия хозяйственной деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

С позиций эколого-экономической политики можно выделить две обобщенные модели техногенного типа: фронтальной экономики и концепцию охраны окружающей среды .

При фронтальной экономике основное внимание уделяется двум факторам экономического роста – труду и капиталу. Природные ресурсы предполагаются неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления не являются определяющими. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции

Y=f (К, L), (2.1)

где К – капитал; L – трудовые ресурсы.

При этом вне рассмотрения остаются и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов, а также обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения.

Сущность концепции фронтальной экономики не вызывала возражений, пока неограниченный экономический рост в силу относительно низкого уровня развития производительных сил и больших возможностей саморегуляции у биосферы не привел к глобальным экологическим изменениям.

Нарастание экологической напряженности привело к концепции, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды.

В рамках этой концепции некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло, так как общая идеология эколого-экономического развития по сравнению с концепцией фронтальной экономики не изменилась. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса в целях более полного удовлетворения потребностей людей. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Лавинообразное нарастание экологических проблем в мире свидетельствует о том, что реальное разрешение противоречия между экономикой и природой в рамках данной концепций невозможно.

Осознание неприемлемости сложившегося типа мирового экономического развития явилось важнейшей причиной начала разработки концепции устойчивого развития (1970-е гг.).

Можно выделить четыре основных критерия устойчивого развития на длительную перспективу.

  • 1. Обеспечение, по крайней мере, режима простого воспроизводства природных ресурсов количество возобновимых природных ресурсов {земля, лес и пр.) или их возможность продуцировать биомассу не должны уменьшаться в течение времени.
  • 2. Максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов с перспективой их замены на другие нелимитированные виды ресурсов в будущем.
  • 3. Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
  • 4. Возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня – загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень.

Среди экономических показателей эффективными критериями устойчивого развития являются уменьшение природоемкости экономики и структурный показатель, отражающий уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.

В самом общем виде устойчивое развитие во времени с учетом основных параметров можно представить в следующем виде:

(2. 2)

где – функция устойчивого развития; L – трудовые ресурсы; К – искусственно созданный (физический) капитал, средства производства; Р – природные ресурсы; I – институциональный фактор, t > 0.

В определенной степени функция устойчивого развития в выражении (2.2) является "расширением" производственной функции (2.1). Однако включенные новые параметры – природные ресурсы и институциональный фактор – принципиальны.

Соотношение (2.2) показывает необходимость сохранения и увеличения во времени некоторого агрегатного производственного потенциала, определяемого в основном тремя видами капитала. Здесь природный капитал может уменьшаться, пока это уменьшение компенсируется увеличением применения искусственно созданных средств производства (заводы, технологии, дороги и пр.), повышением квалификации работников и т.д.

Часто институциональный фактор не рассматривается, однако для устойчивого развития эта составляющая очень важна. Культурные традиции, религия, институты собственности оказывают огромное влияние на выбор эколого-экономической политики. Все это делает индивидуальным формирование устойчивого типа развития в каждой стране при сохранении его общих принципов.

При детальном анализе устойчивого развития следует различать понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости.

Сторонники сильной устойчивости занимают жесткую, часто "антиэкономическую" позицию но многим вопросам экономического развития: стабилизация или уменьшение масштабов экономики, приоритет прямого регулирования, жесткое ограничение потребления (близость к концепции экотопии).

Сторонники слабой устойчивости предпочитают модифицированный экономический рост с учетом экологического "зеленого" измерения экономических показателей, широкое использование эколого-экономических инструментов (плата за загрязнение и пр.), изменение потребительского поведения и т.д. При всех различиях позиций оба этих понятия противостоят техногенной концепции развития.

В соответствии с изложенными концепциями экономика в своем эколого-экономическом развитии, как правило, должна пройти три стадии: фронтальная экономика, экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды, устойчивое развитие. Очевидно, что на современном этапе важным направлением в разработке концепций развития должно стать рассмотрение целостного эколого-экономического подхода к экономическому росту, смене техногенного типа развития на устойчивый. Необходимы изменение существующей экономической парадигмы, новые концепции сбалансированного и устойчивого развития для предотвращения глобального и локальных экологических кризисов.

1

Экологические аспекты экономического развития давно находятся в центре внимания не только ученых и политиков, но и всего общества. Возрастание антропогенной нагрузки привело в ряде случаев к необратимым климатическим изменениям, к ухудшению условий жизнедеятельности миллионов людей. Не случайно, что поиск решений, способствующих устранению дилеммы «экономический рост – ухудшение экологии», и сейчас, и в будущем будут относиться к самым актуальным направлениям научных исследований. При этом коррупционная составляющая экологических проблем до недавнего времени «выпадала» из внимания исследователей, хотя связь высокого уровня коррупции и негативного влияния на экологию производственной деятельности всегда воспринималась в обществе как один из самых болезненных недостатков системы государственного управления. В статье рассматриваются проблемы в области социально-экономических систем и институтов, касающиеся обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста. Автором представлены результаты анализа механизма взаимодействия макроэкономических процессов и системы управления устойчивым социально-экономическим развитием страны, в рамках которого описывается влияние экологического фактора на производство и демографию, дается характеристика коррупционным процессам, затрагиваются актуальные вопросы формирования в России благоприятной институциональной среды и участия в экономическом развитии институтов развития. Автором внесены предложения по разработке бюджетной целевой программы в рамках государственной системы управления устойчивым развитием, которая будет структурировать финансирование российских институтов развития, что позволит достичь высокой эффективности управления общественными финансами и высоких показателей развития экономики. Автором сделано заключение, что при использовании систематизированного механизма институтов развития появляется возможность сбалансированного управления социально-экономическими процессами с учетом влияние экологических и демографических факторов.

демография

инновационный менеджмент

инновационное развитие

институты развития

коррупция

макроэкономическое взаимодействие

стратегический менеджмент

стратегическое управление

экологический менеджмент

экономическое развитие

1. Вайцзекер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная: Доклад Римскому клубу 1997 г. – М.: Академия, 2000.

2. Региональные аспекты развития и система ООН: доклад региональных комиссий ООН: (Нью-Йорк, ноябрь 2011 г.). – С. 16.

3. Мировая экономика: тенденции развития. Спецвыпуск от 04.09.00 (часть I) URL:http://subscribe.ru/archive/business.globalec/200009/04230501.html (дата обращения: 09.10.12).

4. Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 09.05.1992 г. // Сборник законодательства ООН. – Vol. 1771, I-30822. – С. 218.

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/66/288 (Рио-де-Жанейро, 20–22 июня 2012 г.). – С. 10–64.

6. Cook J. We’re Not Going to Freeze in the Dark // Forbes. June 27, 1988. Р. 106.

Вовлечение в конкурентную борьбу не только компаний, но и целых стран в рамках нового глобального рынка усугубляет конфликт между природой и обществом. Понимание того факта, что необходимы принципиально новые правила взаимоотношений рыночной цивилизации с природными системами, существует достаточно давно. В 1992 году на состоявшейся в Рио-де-Жанейро конференции ООН по окружающей среде и развитию 154 государства признало, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества. Однако не сама по себе экология угрожает человечеству, а антропогенная нагрузка на нее, которая увеличивается по экспоненте в результате деятельности человека.

Усиление негативного воздействия на окружающую среду обусловливает повышение актуальности проблем устойчивого развития и сохранения жизни на планете: «Мы признаем, что планета Земля и ее экосистемы - это наш дом и что выражение «Мать-Земля» широко распространено в ряде стран и регионов, и отмечаем, что ряд стран признают права природы в контексте поощрения устойчивого развития. Мы убеждены в том, что для обеспечения правильного баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо постараться достичь гармонии с природой» .

Всегда осознание значимости природы для жизнедеятельности человека порождало страх последствий перенаселенности - от Т. Мальтуса с его теорией убывающего плодородия почвы до Дж. Форрестера, сформулировавшего основные идеи теории «пределов роста», утверждающей, что равновесное функционирование общества достигается через стабилизацию численности населения, и которая нашла свое проявление не только в теоретических моделях мирового развития, но и в программах по контролю над рождаемостью в ряде стран.

Является ли рост народонаселения главной угрозой для выживания человечества? По оценкам ученых при существующем уровне развития науки и техники Земля способна прокормить 25-30 млрд человек, а ведь опасения в связи с ростом человеческой популяции связаны с истощением ресурсов. Однако такая, казалось бы, логическая связь не может быть достоверно просчитана. Так, накануне нефтяного кризиса 1973 г. мировые запасы нефти по оценкам составляли порядка 700 млрд баррелей, которых при современном уровне потребления могло хватить еще лет на сорок. Но уже через 15 лет мировые подтвержденные запасы нефти оценивались почти в 900 млрд баррелей, то есть почти на 30 % больше. Пересмотр объемов запасов произошел и с другими видами сырья, например, газа, меди, золота и т.д. . Вероятно, существуют еще определенные запасы природных ресурсов, о которых человечество пока не знает, и которые оно не может разведать в силу отсутствия нужных технологий. Таким образом, в текущий момент не ограниченность запасов угрожает жизнедеятельности людей, а сама жизнедеятельность, порождающая все большее количество отходов.

Некоторые ученые, политические и общественные деятели считают, что рыночная экономика по своей природе не может разрешить стоящие перед человечеством проблемы, так как ее постулаты основываются исключительно на функциональных потребительских отношениях между обществом и природой. Однако не рынок «обрекает» человечество на неизбежный конфликт с природой, а мера несоблюдения интересов общества при извлечении прибыли. Возникает естественный вопрос: кто может обеспечить соблюдение этих интересов? По всей видимости единственным институтом, который может регламентировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов с природой, является государство. При этом, конечно, определением внутренних границ экологические функции государства не ограничиваются - оно выступает как полномочный представитель в мировом сообществе, защищая не только национальные интересы, но и интересы единой мировой социальной эколого-экономической системы. Иными словами, к традиционным функциям государства добавляется задача недопущения физической гибели народонаселения от загрязнения окружающей среды, являющегося результатом их же деятельности.

Поэтому инновационная деятельность в новом тысячелетии - это деятельность по наведению экологического порядка. И здесь практически безграничны задачи, которые должны решать технологии - от более эффективного производства до утилизации продуктов жизнедеятельности человечества. Как считают ученые, современные технологии позволяют примирить между собой высокое качество жизни и бережное отношение к природным ресурсам. Авторы доклада Римскому клубу 1997 года, являясь всемирно известными специалистами в области охраны окружающей среды, в своем докладе сформулировали простой ответ: «затрат - половина, отдача - двойная» . В своей работе они доказывают, что для производства товаров можно затрачивать в два раза меньше сырья, а произведенные товары можно использовать в два раза лучше. Инновации должны обеспечить и снижение затрат на производство, и снижение антропогенной нагрузки на природу вследствие как относительного сокращения отходов производства, так и более эффективной утилизации отходов потребления. То есть речь идет о более эффективном потреблении ресурсов и о более эффективной утилизации отходов, как производственных, так и биологических. Без постановки такой задачи пессимистические футурологические прогнозы имеют шанс стать явью.

В России государственное экологическое регулирование основано на концепции устойчивого развития, которая предусматривает обеспечение экологической безопасности общества за счет организационно-экономического механизма природопользования компенсационного характера.

Система организационно-экономического стимулирования природоохранной деятельности государственных и частных предприятий, длительное время применяемая в большинстве стран, в том числе в России, основана на методах прямой регламентации мероприятий по охране природы в сочетании с поддержкой государством природоохранной деятельности частного капитала. Одновременно, так же как в наиболее экономически развитых странах, в России приняты специальные программы создания и развития национальных систем экологического мониторинга.

Учитывая сложившиеся формы и методы воздействия на «экологическое поведение» предприятий, можно сказать, что эффективное природопользование, ориентированное на реализацию стратегии экологического управления, представляет собой совокупность принципов, методов, инфраструктуры, форм и средств предприятия, инвестиций на природоохранные цели и экологической безопасности. Эффективность системы управления экологическими рисками на предприятии характеризуется экологической устойчивостью, т.е. способностью решать уже существующие проблемы и не допускать возникновения новых проблемных ситуаций.

Следовательно, экологическое регулирование можно определить как деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленную на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ. При этом экологический менеджмент является инициативой и результатом деятельности хозяйствующего субъекта, направленной на достижение собственных целей.

Рассмотрев проблемы, диктующие приоритеты системы государственного управления, необходимо определиться с формами и механизмами регулирования, реализующими принципы инициирующего управления. С этой целью необходимо понимание точного места экологии в механизме взаимодействия макроэкономических процессов и системе управления устойчивым социально-экономическим развитием государства (рис. 1).

С точки зрения системы, влияние экологического фактора на производство, как определено выше, носит стимулирующий характер. С уменьшением природных ресурсов и стремлением человечества к снижению уровней загрязнения окружающей среды хозяйствующие субъекты вынуждены инвестировать в развитие технологий, которые в том числе стремятся повысить уровень производительности. «Мы признаем чрезвычайно важную роль технологий, а также значение стимулирования инновационной деятельности, особенно в развивающихся странах. Мы предлагаем правительствам сообразно обстоятельствам создавать благоприятные условия стимулирования экологически безопасных технологий, исследований и разработок и инновационной деятельности, в том числе в поддержку развития «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты» . Однако при рассмотрении со стороны государственного регулирования существует очень тонкая грань между стимулирующим регулированием и коррупцией, прикрывающейся благими целями заставить предприятия инвестировать в охрану окружающей среды.

Управление финансовыми потоками, выделяемыми государством на решение приоритетных задач, всегда сопровождалось коррупцией. В России борьба с коррупцией, по сути, только начинается, но уже сегодня разработаны и внедрены определенные механизмы мониторинга и противодействия коррупции. С учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, в соответствии с международными правовыми документами по противодействию коррупции, с 2010 года в России действует национальная стратегия противодействия коррупции , которая направлена на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Одновременно в рамках стратегии действует национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы .

Озабоченность системностью расширяющихся проблем международной коррупции отмечается ООН: «…приоритетной задачей является борьба с коррупцией и движением незаконных финансовых средств как на национальном, так и на международном уровне, и что коррупция представляет собой серьезное препятствие для эффективной мобилизации и распределения ресурсов и отвлекает средства, которые предназначены для осуществления мероприятий, имеющих жизненно важное значение для искоренения нищеты, борьбы с голодом и обеспечения устойчивого развития» .

Рис. 1. Место экологического фактора в механизме взаимодействия макроэкономических процессов в системе управления устойчивым социально-экономическим развитием страны

За последние два десятилетия наблюдалось ускорение региональной интеграции и процессов сотрудничества, а также значительный рост региональных соглашений, чьи рамки гораздо шире традиционных границ торговли, которые распространяются и на другие аспекты, такие как инвестиции и денежное обращение, конкурентная политика и инновации, демография и занятость, экология, коррупция и другие. Расширение масштабов деятельности в сочетании с быстрым ростом регионального и субрегионального сотрудничества, интеграцией и укрупнением рыночных структур стал известен как «новый регионализм» , в результате которого многие специалисты отмечают значительные трансформационные изменения международных институтов. «Решающее значение для обеспечения устойчивого развития имеет эффективное управление на местном, субнациональном, национальном, региональном и глобальном уровнях, учитывающее мнения и интересы всех. Укрепление и реформирование институциональных рамок должно быть не самоцелью, а средством обеспечения устойчивого развития» .

Однако необходимо отметить, что борьба с коррупцией в мире в большой степени носит декларационный характер. Так, за последние более чем 30 лет динамика индексов восприятия коррупции показывает невнятные тенденции и, по сути, не отражает фактическое влияние коррупции на экономические процессы анализируемых стран (рис. 2).

Результаты оценки динамики коррупционных трендов говорят о невозможности корректного анализа уровня коррупции и его влияния на темпы экономического развития той или иной страны. Однако по данным оценкам можно судить о стереотипах восприятия отдельных стран на глобальных рынках. Одновременно можно с уверенностью говорить о том, что уровень коррупции в развитых странах согласно индексу восприятия коррупции значительно ниже, чем в остальных странах.

Отдельного внимания требует влияние экологического фактора на демографию. Научно доказано, что ухудшение экологии негативно сказывается на уровне рождаемости и здоровье населения в целом. В сочетании с прогнозами динамики численности населения до 2100 года (рис. 3) усиление давления на демографию со стороны экологического фактора может привести к очень нежелательным последствиям.

Рис. 3. Динамика роста численности населения России и мира, тыс. чел.

Воздействие демографических факторов на экономику способно привести к уменьшению потребительской активности, смещению предпочтений потребителей и как следствие к замедлению экономики. Снижение экономических показателей в совокупности с уменьшением численности населения, в том числе задействованного в экономике, может привести к существенному увеличению пенсионной нагрузки на бюджет страны и работающее население.

Конечно, существуют и другие не менее важные факторы влияния и процессы взаимодействия, однако их рассмотрение требует глубокого анализа, который выходит за рамки настоящей статьи.

Рассмотренные выше процессы отражают суть проблем, основные решения которых лежат в развитии институциональной среды. Важное место в формировании институциональной среды в российской экономике занимают институты развития, деятельность которых должна быть нацелена на решение конкретных системных экономических проблем. Создание национальной системы поддержки инноваций и технологического развития обусловливает необходимость серьезного технологического обновления производственных мощностей на базе передовых научно-технических разработок.

Учитывая перечисленные аспекты, по мнению автора, институты развития способны стать основным звеном механизма реализации социально-экономической политики государства (см. рис. 1). Воплощение системного подхода при создании государственной системы управления устойчивым развитием с использованием бюджетного механизма федеральных целевых программ позволит достичь высокой эффективности управления общественными финансами и высоких показателей развития экономики. Использование систематизированные механизмы институтов развития дает возможность сбалансировать управление социально-экономическими процессами, учитывая при этом влияние экологических и демографических факторов. Кроме того, появление прозрачной системы управления общественными финансами позволит исключить коррупционную составляющую.

Рецензенты:

Колоколов В.А., д.э.н., профессор, декан инженерно-экономического факультета, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва;

Денисов И.В., д.э.н., декан факультета экономики торговли и товароведения, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 05.12.2012.

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, за 2011 г. рассчитан на основе данных, полученных из 17 источников, предоставленных 13 заслуживающими доверие организациями. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и все они ранжируют страны, иными словами, включают оценку множества стран.

Библиографическая ссылка

Зуев В.Е. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОЦИАЛЬНО‑ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-3. – С. 812-817;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31034 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В современных условиях становится все более очевидным, что экологическая политика является в то же время обоснованной экономической политикой, рассчитанной на длительную перспективу. Очевидно, что качество окружающей среды является важным потребительским благом, поэтому экологические блага могут и должны сопоставляться с экономическими. Речь идет по существу о разработке механизма обеспечения конституционного права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.

Следует отметить, что необходимость охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития приводит к созданию новых видов экономической активности, способствует созданию рабочих мест, например, за счет развития экологически ориентированной предпринимательской деятельности, формирования рынка экологических товаров и услуг. Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все более заметное влияние на цели предпринимательской деятельности, табл. 14.

Тем самым охрана окружающей среды рассматривается как важная экономическая задача. Как видно из таблицы, деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль - от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства.

Таблица 14 - Взаимосвязь между охраной окружающей среды и предпринимательской деятельностью, %

Влияние охраны окружающей среды на цели предпринимательства

Усиливает

Нейтрально

Препятствует

Развитие предпринимательства

Независимость предпринимателя

Мотивация сотрудников

Прекращение деятельности

Укрепление конкурентоспособности

Рост производства

Увеличение доли предприятия на рынке

Увеличение оборота

Повышение качества продукции

Рост прибыли

Ориентация на потребителя и на

Улучшение мнения общественности

Улучшение положения на рынке

Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. Наблюдается рост число фирм, специализирующихся на консультативном обслуживании по вопросам экологии, в том числе компаний, занимающихся утилизацией отходов. Экологически ориентированная продукция в США удерживает прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения (очистная техника, контрольно-измерительное оборудование, чистые технологии и новые материалы и т.д.), так и потребительских товаров (от натуральных продуктов питания и безопасных бытовых средств до безвредных красок и Т.Д.)). Производство такой продукции считается весьма престижным и прибыльным, причем компании тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке.

Усиление спроса на экологически чистые продукты - т.е. товары, которые вызывают иные, относительно меньшие нагрузки на окружающую среду, следует ожидать положительных эффектов разнопланового характера в пользу охраны окружающей среды. За счет применения безвредных для окружающей среды продуктов можно уменьшить нагрузки при одновременном снижении последующих затрат на предупреждение и ликвидацию ущерба для окружающей среды. Тем самым для изготовителей появляется стимул для усиленного провидения НИОКР и маркетинга в секторе экологически благоприятных продуктов. При этом возрастает роль органов власти и государственного управления в целях формирования и стимулирования спроса на потребительском рынке на экологически безвредные продукты. Такая возможность имеется за счет проведения экологической политики, основанной на усилении государственных закупок, учитывающих требования охраны окружающей среды .

Очевидно, что вступление России в ЕС предполагает выполнение требований, установленные для Государств-членов ЭС, в том числе - в области окружающей среды.

Такому пониманию проблемы способствовало:

* развитие экологического законодательства и усиление влияния экологического права на цели предпринимательской деятельности;

* возрастание роли на рынке экологических качеств и характеристик товаров и продуктов как предпосылка их производства и реализации;

* усиление морального давления общественности на предпринимателей с точки зрения соблюдения экологических интересов населения.

Этапы развития экологического менеджмента за рубежом охватывают период: от внедрения в практику предпринимательства принципа "затраты-выгоды" в конце 60-х годов до принятия в 1993 г. основополагающих документов ЕС по экологическому менеджменту.

Как "взгляд вперед" обосновывается необходимость отражения внешних экологических издержек в издержках предприятия, излагаются методы и подходы к оценке ущерба от загрязнения окружающей среды.

Значительный интерес, на наш взгляд, представляет анализ категорий нематериальной выгоды защиты окружающей среды. Последние, например, охватывают психологические аспекты последствий загрязнения, т.е. те аспекты снижения уровня благосостояния, которые связаны с понятиями "стоимости выбора", "стоимости наследства" и "стоимости существования" и которые выходят за рамки чисто потребительских экономических потерь стоимости окружающей среды. Так, в частности, под "стоимостью выбора" понимается стоимость, которую человек ассоциирует с возможностью использования определенного аспекта окружающей среды в будущем.

Трудности оценки психологических и социальных издержек, связанных с загрязнением окружающей среды связаны со сложностью перевода психологических эффектов, связанных с экологическим неблагополучием (таких как стресс, отказ от первоначальных намерений, разочарование, агрессивность и чувство тревоги) в экономические показатели. В качестве инструмента исследования использовался метод структурированного интервью с помощью компьютерной техники, когда населению всех возрастных групп и категорий задавался вопрос об их готовности платить ("Zahlungsbereitschaft") за улучшение качества окружающей среды взамен на то, что у них появится чувство возрастающего благосостояния. Характерно, что при оценке желания населения платить применительно к различным секторам загрязнения окружающей среды (воздух, вода, отдых и туризм, шумовое загрязнение, охрана биологических видов и др.) практически никто из опрошенных не соглашался с ухудшением106

окружающей среды в обмен на более высокий уровень дохода. Указанные оценки использовались для обоснования экологически сознательной стратегии менеджмента .

Как показывает анализ, одним из эффективных на практике инструментов экологического менеджмента за рубежом являются экологические чек-листы. Они представляют собой перечень вопросов, охватывающих основные направления организации охраны окружающей среды на предприятии или фирме. Например, "Цели и стратегия производства и охраны окружающей среды", "Экологический маркетинг", "Инвестиции в области охраны окружающей среды", "Мотивация сотрудников в области охраны окружающей среды и экологическое образование", "Нейтрализация вредных выбросов и ресурсосбережение", "Экономия воды и энергии", "Работа с общественностью" и т.д. Впоследствии эти направления конкретизируются в виде практических мероприятий. Как правило, экологические чек-листы составляются в виде анкет-опросов для менеджеров. Здесь охвачены, к примеру, таите направления деятельности, как управление персоналом ("Являются ли сотрудники нашей фирмы в достаточной мире экологически ориентированы? Является ли достаточным уровень экологического образования и специальной подготовки сотрудников?"), ресурсосбережение

("Используются ли в достаточной мере возможности повторного использования сырья и материалов, экономии энергии") и т.д. Указанные чек-листы активно используются в процессе управления персоналом, в том числе как один из критериев по подбору кадров специалистов. Особое место за рубежом уделяется вопросам мотивации сотрудников в вопросах охраны окружающей среды и выработки соответствующих рекомендаций. Как показывают экспертные оценки, охрана окружающей среды существенно влияет на цели предпринимательства, в частности, экологическая мотивация сотрудников на 75% усиливает результаты предпринимательской деятельности. Вопросы управления персоналом непосредственно связаны с экологической переподготовкой и повышением квалификации специалистов на всех уровнях управления. При этом повышение профессионального образования в данной сфере в странах ЕС определяется следующими критериями. Повышение квалификации в области охраны окружающей среды, как:

а) необходимость соответствия требованиям профессиональной деятельности и занимаемой должности на предприятии, фирме или рабочем месте (например, деятельность по очистке отходящих газов);

б) предпосылка для дальнейшего профессионального роста на предприятии, фирме (например, мастер по вопросам нейтрализации или переработки вредных отходов) или повышения своей компетенции;

в) новая профессиональная ориентация с учетом условия рынка рабочей силы, спроса и предложения на нем (провидение обучения в качестве экологического советника для фирм и населения).

По оценкам Немецкого агентства по вопросам окружающей среды (Umweltbundesamt) в сфере экологической профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в настоящее время сложились следующие области профессиональных экологических интересов по степени их приоритетности для обучающихся: 1) переработка отходов; 2) экологическое право; 3) водное хозяйство/очистка стоков; 4) охрана атмосферы; 5) охрана почв; 6) борьба с шумом; 7) энергосбережение; 8) охрана дикой природы (уход за ландшафтом); 9) вопросы охраны окружающей среды на предприятии; 10) региональное экологическое планирование (экологические программы); 11) экологическая экспертиза; 12) борьба с химическим загрязнением окружающей среды; 13) охрана окружающей среды в транспортном секторе; 14) экологическая политика;15) экологические аспекты сельскохозяйственного производства; 16) международные аспекты охраны окружающей среды; 17) охрана биологических видов - биотопов (сохранение биоразнообразия); 18) экологическое образование; 19) экологическое консультирование (советники).

Что касается вопросов практической мотивации сотрудников в области охраны окружающей среды, различаются как моральные, так и материальные стимулы для работников. Так, Bayer AG практикует для своих экологически мотивированных сотрудников сочетание моральных стимулов и денежного поощрения, создание "зеленого" бюро, "здорового" рабочего места с использованием соответствующей техники и приборов, безвредных для окружающей среды: калькуляторов на солнечной энергии, копировальной техники с озоновыми фильтрами, энерго- и водосберегающей техники, устройствами подавления шума, использование бумаги, произведенной из вторичного сырья, двухстороннее копирование с целью сокращения расхода бумаги, применение экологически благоприятной мелели для офиса, безвредных для окружающей среды лаков и красок и т.д.

Значительное место в зарубежной теории экономики природопользования уделено охране окружающей среды как фактору затрат, подробно анализируется состав и направления затрат на охрану окружающей среды на предприятии. Практический интерес представляет включение в данный перечень так называемых дополнительных, косвенных затрат. Сюда относятся расходы по изменению экологического имиджа предпринимателя (например, рекламные кампании), расходы по компенсации вреда здоровью населения в результате тех или иных воздействий на состояние окружающей среды, затраты на компенсацию потерь работникам (упущенной выгоды) в результате неполной загрузки оборудования, снижения объемов производства по экологическим соображениям, а также затраты напроведение анализа экологического риска и управление риском и др. При этом классификация составляющих экологического риска увязывается с соответствующими экологическими издержками с целью разработки адекватной стратегии по его предупреждению.

Как элемент экологического менеджмента рассматривается внедрение стратегии "снижения потенциала затрат" на основе принципа предупреждения, основанного на использовании интегрированных природоохранных технологий.

В качестве финансовой поддержки осуществления данного направления экоменеджмента предлагаются кредитные программы различного уровня, например, по демонстрационным проектам экологической направленности, улучшению мотивации сотрудников ("Моя фирма активна в сфере охраны окружающей среды") и формированию положительного имиджа у клиентов и общественности, а также созданию новых продуктов с улучшенными экологическими параметрами.

Практический интерес представляет зарубежный опыт экологического менеджмента, связанный с развитием экологического бизнеса, когда природоохранная деятельность может приносить дополнительный доход. Так, к примеру, немецкий рынок экологических товаров и услуг представляют сегодня более 4000 предпринимателей с годовым оборотом 26 млрд. немецких марок.

В этой связи важную роль играет экологическая сознательность населения как фактор, влияющий на поведение покупателя на рынке.

В зарубежной, прежде всего немецкой научной мысли в сфере экономики природопользования делается попытка сформулировать с научной точки зрения экономические и правовые основы и предпосылки развития экологического менеджмента, ключевые направления и стратегия его развития в системе мер поддержки экологического предпринимательства

и формирования в перспективе соответствующей инфраструктуры. Данные исследования показывают пути практической реализации экологического менеджмента и его стратегию на рынке, шансы предприятий по усилению своего потенциале и экономических позиции в случае эффективного использования экологического маркетинга и менеджмента, а также методы и инструменты эколого-экономической оценки природоохранных мероприятий.

Отметим, к примеру, что в 1996 г. мебельная фирма "Вилькхан" стала лауреатом крупнейшей в Европе Германской премии за охрану окружающей среды. Данное предприятие доказало, что в долгосрочном плане "экологический аудит" снижает себестоимость продукции и обеспечивает рынки сбыта.

Отсутствие в России до настоящего времени утвержденных правовых и нормативных материалов, регулирующих отношения в сфере экологического бизнеса и экологического менеджмента, сдерживает его развитие и практическое применение, а также препятствует проведению согласованных международных процедур в данной области.

По опыту практической деятельности по организации бизнеса в мини-пекарнях в Смоленской области можно утверждать, что экологические факторы, в том числе: качество поставляемого сырья, степень использования пищевых добавок, наличие системы управления отходами, энерго- и водосбережения, схемы экологического менеджмента способствует усилению конкурентоспособности фирмы и увеличению объема продаж.

1. В настоящее время малый бизнес в рыночной экономике все в большей мере определят темпы экономического роста и структуру валового национального продукта. Это предопределяет необходимость анализа данного сегмента рынка, как с точки зрения воздействия малых предприятий на состояние окружающей среды и использования природных ресурсов, так и с учетом внедрения в экономике малого бизнеса принципов экологического управления.

2. До последнего времени развитие систем экологического управления в основном было ориентировано на производственный сектор экономики. На основе анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта обосновывается необходимость рассмотрения в качестве субъекта эколого-экономических отношений малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, а также мини пекарни.

3. Разработка эколого-экогомического баланса и оценка взаимоотношений малого предприятия и окружающей среды предлагается осуществлять по всему жизненному циклу производства хлеба - от производства зерна, подготовки муки и других компонентов, использования сырья, воды, энергии - до расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и за размещение отходов.

4. Для осуществления комплексного анализа работы малого предприятия с учетом требований охраны окружающей среды предлагается разработка показателей, которые отражают основные технико-экономические и экологические параметры деятельности фирмы, принимая во внимание специфику торгового предприятия и мини пекарни.

5. На основе анализа и обобщения имеющегося опыта определены экономические выгоды предприятия, которые могут быть получены за счет внедрения системы экологического управления, в том числе - за счет улучшения маркетинга, стабилизации производства и роста конкурентоспособности фирмы, сокращения внутренних затрат и экономии первичных ресурсов, энергии, а также совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой.

6. В результате анализа влияния экологических факторов на экономику малого бизнеса установлено, что деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и должна рассматриваться как важная экономическая задача.

  • Тема 2. Устойчивое развитие
  • Тема 3. Экстерналии (внешние эффекты)
  • Тема 4. Экологизация экономики и конечные результаты
  • Тема 5. Экономическая ценность природы. Эффективность природопользования
  • Раздел II. Переход от техногенного к устойчивому типу развития
  • Тема 6. Условия и возможности трансформации техногенного типа развития экономики
  • Тема 7. Использование и охрана возобновимых природных ресурсов. Экологизация развития комплексов/секторов экономики
  • Тема 8. Использование и охрана невозобновимых природных ресурсов. Экологизация развития комплексов/секторов экономики
  • Тема 9. Загрязнение окружающей среды.
  • Раздел III. Экономические механизмы экологизации экономики
  • Тема 10. Государство и рынок в охране окружающей среды
  • Тема 11. Экономические инструменты экологизации экономики
  • Тема 12. Экологизация экономики и выход из экологических кризисов
  • Раздел IV. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
  • Тема 13. Международные аспекты устойчивого развития.
  • Тема 14. Глобальные общественные блага и роль России в их сохранении
  • Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 год)
  • Извлечение
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
  • Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 экологическая доктрина российской федерации
  • I. Общие положения
  • Обеспечение устойчивого природопользования
  • Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбереженне
  • Сохранение и восстановление природной среды
  • 4. Приоритетные направления деятельности по
  • Российской федерации
  • Экологические приоритеты в здравоохранении
  • Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
  • 5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии
  • Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
  • Экономические и финансовые механизмы
  • Экологический мониторинг и информационное обеспечение
  • Научное обеспечение
  • Экологическое образование и просвещение
  • Региональная политика в области экологии
  • Международное сотрудничество
  • Реализация экологической доктрины российской федерации
  • Раздел I. Экономическое развитие и экологический фактор

    Тема 1. Учет экологического фактора в экономических системах

    Факторы экономического развития: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства (физический капитал), природные ресурсы. Сложившийся техногенный тип экономического развития, его особенности и ограничения для возобновимых и невозобновимых природных ресурсов, превышение ассимиляционных способностей окружающей среды.

    Модели техногенного типа: фронтальная экономика, концепция охраны окружающей среды. Теория экотопии. Концепция охраны окружающей среды и создание государственных организационных структур, связанных с охраной среды.

    Возникновение глобальных экологических проблем: глобальное изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение биоразнообразия, обезлесение, кислотные дожди, сырьевая проблема, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана. Глобальные тенденции изменения окружающей среды. Связь глобальных экологических проблем с другими глобальными проблемами: демографической, продовольственной и др. Рост населения планеты как фактор увеличения нагрузки на биосферу.

    Экологически и социально неэффективный характер сложившейся модели потребления, особенно в развитых странах. Разрыв в потреблении богатых и бедных стран, его рост. Распределение в мире выгод от современного техногенного типа развития и издержек, социальных и экологических ущербов такого развития. Несправедливость географии распределения экологического ущерба: возникновение основной части ущерба в результате деятельности развитых стран. Бедные страны как реципиенты экологического ущерба. Замкнутый круг: бедность и ограничение человеческого выбора как источники экологической деградации и экологическая деградация как источник продолжающегося обнищания. Формула антропогенного воздействия на окружающую среду (IPAT), анализ ее переменных: населения, благосостояния, технологий.

    Концепции мирового развития с учетом социальных и экологических ограничений. Социальные и экологические проблемы в докладах Римскому клубу (работы Д.Медоуза (1970 и 1992), М.Месаровича, Э.Пестеля, Я.Тинбергена и др.), введение в них понятий пределов роста, нулевого роста, экспоненциального роста. "Рост без будущего", различие экономических понятий развития как качественных изменений и роста как количественных изменений. Отражение этого различия в социальном развитии, в воздействии на окружающую среду.

    Тема 2. Устойчивое развитие

    Значение для формирования концепций будущего человеческого развития доклада Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) (комиссии Г.Х. Брундтланд) "Наше общее будущее" (1987). Тупиковый характер сложившихся моделей экономического развития и потребления, обостряющиеся экологические и социальные проблемы человечества. Определение устойчивого развития, его основные черты: удовлетворение потребностей настоящего времени, не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности; необходимость учета социальных и экологических факторов, долгосрочных последствий принимаемых решений.

    Экономические аспекты устойчивого развития: не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения; минимизирует отрицательные внешние эффекты между поколениями; обеспечивает простое и/или расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу; жизнь человечества на проценты с природного капитала.

    Экологические приоритеты устойчивого развития: сохранение и рациональное использование ресурсов, охрана воздушного бассейна, борьба с уничтожением лесов, рациональное использование и охрана земли, сохранение биологического разнообразия, охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды, морей и океанов, удаление отходов.

    "Долги между поколениями": социальные (недоинвестирование образования и здравоохранения), экономические, экологические (истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды).

    "Повестка дня на 21 век" и другие документы, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) - программа развития человечества в новом веке. Создание Глобального экологического фонда (Global Environmental Facilities) как механизма для экономической помощи развивающимся странам в решении глобальных экологических проблем.

    Понятия слабой и сильной устойчивости в связи с взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью различных видов капитала (человеческого, физического, природного). Понятие критического природного капитала.

    Критерии и индикаторы устойчивого развития. Целевые ориентиры устойчивого развития: качество жизни, уровень экономического развития, экологическая стабильность.

    Критерии устойчивого развития при слабой и сильной устойчивости. Сохранение общего агрегированного запаса всех видов капитала во времени при слабой устойчивости. Сохранение во времени критического природного капитала для сильной устойчивости. Формализация устойчивого развития, основные параметры и динамика во времени.

    Критерии устойчивого развития на длительную перспективу для возобновимых и невозобновимых природных ресурсов, отходов и загрязнений.

    Роль институционального фактора в устойчивом развитии. Необходимость введения институционального фактора в формулу устойчивого развития. Роль государства в создании институтов и их влияние на эколого-экономическую политику. Институт собственности на природные ресурсы и природные блага. Разграничение прав собственности. Соотношение федерализма и регионализма при переходе к устойчивому развитию. Роль культуры. Различие культур и культурных институтов с позиций устойчивого развития. Экологизация культуры. Роль науки в переходе к устойчивому развитию. Методологические и технологические решения. Экологизация образования и воспитания по всей образовательной вертикали. Институциональное обеспечение прав и свобод граждан. Право на достоверную эколого-экономическую информацию. Усиление роли социальных групп в решении экологических задач. Значение социологических опросов общественного мнения и учет их результатов при формировании эколого-сбалансированной политики. Экологические движения и партии. Экологическая этика. Переоценка потребительских установок и сложившихся стереотипов качества жизни. Новые этические теории. Основные религии и их влияние на поведенческие установки человека при переходе к устойчивому развитию. Средства массовой информации и пропаганда идей устойчивого развития и экологических знаний. Полная формула устойчивого развития.

    Оглавление 1) Введение 1)Природные условия и природные ресурсы. 2)Природопользование как экономическая система. 3)Техногенный тип экономического развития. 4)Эколого – экономические принципы экологической политики развитых стран. 5)Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений. 6) Заключение. Введение Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека.Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности. В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.

    Так согласно статистики из недр земли ежегодно извлекается 100 млрд.т руды, топлива, строительных материалов, в том числе 4 млрд. т нефти и природного газа, 2 млрд. т угля. На поля рассеивается 2 млрд. т ядохимикатов.

    В атмосферу выбрасывается более 200 млн. т оксида углерода, 50 млн. т углеводородов, 146 млн. т оксида серы, 53 млн. т оксидов азота, 250 млн. т пыли. В Мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. т нефти. Все это с очевидностью требует корректировки действий человечества, так как многие изменения в окружающей среде уже стали необратимыми. «Не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.Каждая из побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значения первых» (Ф. Энгельс. « Диалектика живой природы»). Экологические проблемы проникают в различные сферы общественной жизни, определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства.

    Сегодня угроза выживания обусловлена главным образом истощением и деградацией природной Среды в следствии активной человеческой деятельности. Экономическое развитие на пороге 21-века идет, к сожалению, без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых природных ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны и экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями. 1-Природные условия и природные ресурсы Рассматривая основные понятия в области экологии и ресурсоиспользования, следует отметить различие между природными условиями и природными ресурсами, которые классифицируются по экологическим и экономическим признакам.

    Природные условия создают саму возможность деятельности человека.

    К ним относятся: солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, географическое положение, рельеф, климат, осадки. На определенном уровне развития производительных сил природные условия становятся ресурсами.К природным ресурсам относят элементы и силы природы которые можно использовать в производственной и не производственной сфере для удовлетворения потребностей людей.

    К природным ресурсам относятся: элементы литосферы, атмосферы, гидросферы: полезные ископаемые, почвы, реки и озера моря и океаны, растительный и животный мир. Природные ресурсы рассматриваются не только как природные тела и силы, но и как экономическая категория.Природопользование как экономическая система Хозяйственный механизм природопользования, как экономическая система включает в себя эколого - экономические цели и принципы природопользования (управление, планирование, финансирование, экономическое стимулирование), а также природно-ресурсный потенциал страны, региона.

    Материальным содержанием природопользования выступает деятельность общества по выявлению, непосредственному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов.В настоящее время идет процесс становления хозяйственного механизма природопользования. Этот процесс с связан с переходом к рыночной экономике и разработке новой организационной структуры управления.

    В условиях перехода к рыночной экономике предусматривается формирование экономического механизма управления охраной окружающей Среды на основе жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам.Создание системы платежей за природопользование, учет экологических факторов при налогообложении, финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов. Особое место среди экономических аспектов принадлежит экономической оценке природных ресурсов т. е определению их денежной или товарной стоимости.

    Одной из важнейших задач экономической оценки является определение материального ущерба, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств.Экономическая оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов с целью сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов. 3.Техногенный тип экономического развития. В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы.

    В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие. Современный тип эколого - экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития.Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений.

    Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающие использование невозобновимых видов природных ресурсов(прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почвы, лесов) со скоростью превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей Среды в результате человеческой деятельности.

    Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные внешние последствия экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на субъекты этой деятельности.К сожелению в охране природы подавляющее большинство воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов.

    И здесь экстерналии характеризуются как негативные эколого - экономические последствия экономической деятельности человека не принимаемые зачастую им во внимание. 5. Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах. А) Принцип стоимости упущенных возможностей. Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы.Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий.

    Б) Принцип “загрязнитель платит”. Суть применения данного принципа такова: расходы по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду, заставляют непосредственных виновников, в условиях рынка, искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые, с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов.

    В) Принцип долгосрочной перспективы. Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

    Г) Принцип взаимозависимости. Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнениями и сокращениями загрязнений, между самими загрязняющими веществами. Т.е. нельзя сконцентрироваться на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегать почвой.Д) Принцип “пользователь платит”. Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования.

    Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление. 5. Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений. В экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, два все более явных ограничения: ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглащать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения.

    Конечный характер невозобновимых природных ресурсов. Безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить опустынивание, обезлесенье, сырьевую, парниковый эффект, итд. Эти проблемы взаимосвязаны между собой и эта взаимосвязь приводит к возникновению или обострению других.Например, такая сложнейшая мировая проблема как демографическая, порождаемая взрывным ростом населения планет, приводит к резкому увеличению нагрузки на окружающую среду в результате увеличения потребностей людей в продовольствии, энергии, жилье, промышленных товаров. Велика экологическая опасность такой глобальной проблемы, как военная.

    Осознание катастрофичности сложившегося типа экономического развития, конечности природных ресурсов и взаимозависимости всех эколого - экономических процессов на нашей планете явилось важнейшей причиной начала разработки концепций мирового развития.

    Неспособность добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой привела к появлению концепции – экотопии. Основные направления этой концепции – возврат к природе простые технологии, отказ от НТП который разрушает окружающую среду.С точки зрения типов экономического развития, экотопии во многом связаны с концепцией устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не стявя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

    Можно выделить 4-ре критерия устойчивого развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства. -Количество возобновимых природных ресурсов (земля, лес) должно по крайней мере не уменьшаться в течение времени. -Максимальное возможное замедление темпов исчерпывания запасов невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на другие не лимитированные виды ресурсов. (Замена нефти, газа на альтернативные источники энергии – солнце, ветер). - Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.

    Загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) не должно превышать его современный уровень Эти четыре критерия должны быть учтены в процессе разработки концепции устойчивого развития.Их учет позволит сохранить окружающую среду для следующих поколений и не ухудшит экологические условия проживания Заключение Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы.

    Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей.Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов. Сознание, которое от лозунга « Взять от природы все» перейдёт к лозунгу «Природа наш дом». Список используемой литературы 1. Экономические основы экологии – Санкт-Петербург, изд. «Специальная литература» 1997г. 2.Экология и экономика - Москва, изд. «Закон и право» 1998г. 3.Основы экологии и экономика природопользования «Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ. Учебно-методический центр» 2000г. 4.Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде Л.: Химия 1987. 5.Охрана окружающей среды - справочник 6.«Рациональное использование и охрана окружающей среды городов.» Е. М. Сергеев, Г. Л. Кофф 7. Экологическая перспектива города -О.Н.Яницкий 8.Краткая медицинская энциклопедия.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: