Налоговый период по акцизам - это конкретный временной отрезок, по завершении которого налогоплательщик обязан определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. Для каждого вида налога, взноса и сбора установлены свои временные рамки. В статье расскажем, как определяется налоговый период по акцизам.

Законодательные нормы

В соответствии со статьей 192 НК РФ , налоговый период по акцизам устанавливается как один календарный месяц. Следовательно, все плательщики данного фискального обязательства обязаны определить налогооблагаемую базу и рассчитать сумму платежа в бюджет по окончании одного календарного месяца.

Обязанность производить уплату акцизов в соответствующий бюджет для большинства налогоплательщиков данной категории определена ежемесячно. То есть рассчитаться с бюджетом следует не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Например, уплатить акциз за июль нужно не позднее 25 августа. Но так как 25.08.2019 — воскресенье, то последний день расчетов переносится на первый рабочий понедельник, то есть на 26.08.2019.

Однако чиновники выделили несколько категорий налогоплательщиков в отдельную группу, для которой установлены иные сроки уплаты акцизов в ФНС. Так, если компания осуществляет операции с:

  • прямогонным бензином;
  • бензолом;
  • параксилолом;
  • средними дистиллятами;
  • ортоксилолом;
  • денатурированным этиловым спиртом,

для таких налогоплательщиков сроки продлены — до 25 числа третьего месяца после отчетного периода. Также к данной категории следует относить и эксплуатантов гражданской авиации, но только при наличии соответствующего свидетельства или лицензии и включении в государственный реестр.

Кто платит аванс

Действительно, Налоговый кодекс России предусматривает условия, при которых отдельные категории налогоплательщиков обязаны перечислить авансовые платежи по акцизным операциям. В данную группу включены предприятия и организации, занимающиеся производством алкогольной продукции на территории нашей страны.

Платеж должен быть зачислен в ФНС до того, как компания приобретет сырье (этиловый спирт), либо до того момента, как передаст его в переработку (пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ ). Сумма авансового платежа должна быть определена с учетом стоимости сырья, которое планируется приобрести либо передать в обработку (п. 8 ст. 194 НК РФ ).

Срок перечисления аванса в госбюджет определяется следующим образом: до 15 числа, если приобретение сырья или передача в производство запланировано на следующий месяц. Аналогичный срок уплаты авансового расчета устанавливается и при ввозе этилового спирта на территорию РФ (п. 6 ст. 204 НК РФ ).

Когда сдавать декларацию

Предоставление налоговой отчетности, согласно действующим фискальным нормам, осуществляется всеми налогоплательщиками по истечению налогового периода. Акцизный налог в данном случае не исключение. Так как налоговый период по акцизам устанавливается как календарный месяц, то и сдать декларацию придется по окончании календарного месяца.


81 ТК ТС), т.е. недобросовестные приобретатели товаров. Объект налогообложения Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных; передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам; передача в структуре организации произведенных подакцизных для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта); передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ подакцизных в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества; передача произведенных подакцизных на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Налоговая база Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Тема 7

С помощью акцизов в госбюджет изымается часть цены товара, которая не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств товара, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась, то предприятие, производящее продукцию с повышенным спросом, не заслуженно получали бы высокую прибыль и были бы поставлены предпочтительнее условия по сравнению с другими.

Дата реализации подакцизных товаров

Какова сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет? Ставка акциза на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 25% установлена в размере 191 р. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Следовательно, сумма начисленного акциза с реализованной водки будет равна 114 600 р. (191 р. х 1500 л х 40%. 100%). Сумма акциза, подлежащая уплате, — 104 100 р.

Налоговым периодом по акцизам признается

является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»). Налогоплательщиками акциза признаются: – лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК. Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами. Подакцизными товарами считаются: – спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; – спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %; – автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.

Предприятие на ОСНО производить пиво-подакцизный товар

3 ст.

204 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 192 НК РФ). Таким образом, по реализованному пиву в декабре, акциз необходимо заплатить до 27 января 2014 года (25 и 26 января выходные дни). В соответствии с пунктом 8 статьи 194 Налогового кодекса РФ производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать авансовый платеж акциза. Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) спирта этилового (в том числе спирта-сырца), произведенного на территории Российской Федерации, или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

Акциз это

При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904 году) 47,5 % [ источник не указан 53 дня ] общей суммы поступлений в бюджет.

Экономическая сущность налогов раскрывается в том, что налог:

    выступает косвенным регулятором развития экономики;

    служит инструментом структурного,антиинфляционного регулирования;

    является обязательным атрибутом участников деловых отношений и основным источником формирования государственных доходов;

    служит одним из способов регулирования дефицита государственного бюджета;

    является одним из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливолсти в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения;

    служит одним из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налоги служат источником формирования доходов бюджета государства. С помощью налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма. НК РФ определил, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Каждый налог содержит следующие элементы : субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы. Субъект налога , или налогоплательщик, - физ или юp лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Объект налога - предмет, подлежащий обложению налогом (доход, имущество, товары). Источник налога - доход субъекта (зарплата, прибыль, %), из которого уплачивается налог. Единица обложения - единица измерения объекта (для подоходного налога - денежная единица страны, для земельного налога - гектар, акр). Налоговая ставка - величина налога на единицу обложении. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и дp.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Функции налогов. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическая включает в себя: Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок. Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

  1. Классификация налогов.

По способу изъятия: - прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По переложению налогового бремени: - перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые) 3. По способу обложения: - налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ; - общие налоги. 4. По объекту обложения: - имущественные;- рентные;- с выручки;- налоги на потребление. 5. По единице налогообложения: - экономические налоги;- расчетные. 6. По налоговым ставкам: - прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ. 7. По сфере функционирования: - общеобязательные;- специальные. 8. По целевой направленности: - абстрактные;- конкретные. 9. По способу выражения: - налично-денежные;- безналичные. 10. По общему признаку налогового источника: - налоги на доходы;- налоги на расходы; 11. По источнику уплаты: - индивидуальные; - включаемые в себестоимость;- за счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;- с выручки. 12. По способу обложения и взимания: - кадастровые;- декларационные;- у источника. 12. По структурно-административному признаку: - федеральные;- региональные; - местные.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Обязательства по некоторым налоговым платежам возникают у субъектов хозяйствования независимо от применяемой системы налогообложения и уровня рентабельности. К таким типам сборов относятся акцизы, назначаемые по зафиксированным на федеральном уровне категориям продукции. Налоговый период по акцизам прописан в НК РФ.

Назначение акцизных сборов

Акцизы используются государством для усиления контроля за производством и сбытом отдельных групп товаров, иногда они используются для искусственного снижения уровня спроса на конкретные продукты у населения (например, на алкоголь или табачные изделия). Сбор включается в цену товара, выставленного на продажу, покупатель при оплате покупке погашает акцизную ставку. Акцизные платежи относятся к косвенным видам налогов.

Список подакцизной товарной продукции зафиксирован в НК РФ в ст. 181. Все перечисленные изделия пользуются массовым спросом. В числе облагаемых акцизами значатся:

  • спирт;
  • продукция, в составе которой присутствуют спиртовые компоненты;
  • алкоголь;
  • табачная продукция;
  • транспортные средства;
  • электронный тип сигарет.

В роли непосредственных плательщиков выступают субъекты хозяйствования, которые изготавливают подакцизную продукцию и продают ее посредникам или конечным потребителям. Сумма сбора закладывается в отпускную цену. Расчетная ставка акциза регламентируется ст. 193 НК РФ.

Порядок расчета обязательств по акцизам

Расчет акцизов производят отдельно по каждому типу товарной продукции. Ставки сбора могут быть нескольких видов:

  • фиксированные суммы, которые привязаны к определенным физическим параметрам изделий (например, сумма, назначаемая за каждую тонну продукции);
  • адвалорные тарифы, которые представлены процентной шкалой;
  • комбинированные ставки, сочетающие два предыдущих варианта.

В российском налоговом законодательстве предпочтение отдано твердым ставкам в фиксированных денежных суммах. Для небольшого перечня товаров предусмотрена комбинированная система начисления акцизных сборов. Вычисление итоговых сумм акцизов субъекты хозяйствования должны осуществлять помесячно. Такой непродолжительный налоговый период по акцизам установлен положениями ст. 192 НК РФ.