МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно в положении о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. В том числе заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в том числе при закупке займов и кредитов.

При этом заказчик вправе в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ принять положение о закупке, в котором может отразить, что данный вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика.

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика, на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким закупкам, а также обоснованности определения таких случаев, установленной в положении о закупке, будет способствовать обеспечению соблюдения принципов Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон N 135-ФЗ).

Отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ государственные и муниципальные заказчики заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупке займов и кредитов у единственного поставщика

О кредитовании сегодня слышал практически любой россиянин. Существует огромное количество кредитов, будь то ипотека, кредиты на автомобиль и так далее. Одной из разновидностей является тендерный кредит. В настоящее время для обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах предприниматели пользуются услугой под названием, тендерный кредит по 223 ФЗ. Данная услуга представляет собой выдачу определенной суммы денежных средств с целью участия в конкурсе или аукционе.

223 фз тендерный кредит: особенности

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Обеспечение заявки необходимо для того, чтобы заказчик на самом первом этапе исключил тех участников, которые не хотят выигрывать контракт. Часто бывает так, что недобросовестные участники срывают торги, они устанавливают минимальные цены за контракт, а после этого отказываются его выполнять. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Такая заявка может обеспечиться благодаря тендерному кредиту, который выдается банком.

223 фз тендерный кредит: разновидности

Существует два типа тендерных кредитов:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;
  • Иногда требуется поручительство или обеспечение.

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, которая необходима для развития предпринимателей.

Подпадает ли под действие Федерального закона № 223-ФЗ выбор финансовых организаций для ГУПа (областного подчинения, монополист в сфере водоснабжения) на кредитование, открытие расчетного счета? Можно ли без конкурсов заключить договор на овердрафтное кредитование к действующему с 2005 г. расчетному счету?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) закрепляет общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке государственными унитарными предприятиями.

В пункте 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлен круг лиц, на которых этот закон распространяется. К ним, в частности, относятся организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения.

В то же время есть исключения. А именно в п. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ определен закрытый перечень отношений, на которые закон не распространяется. Речь идет об отношениях, связанных:

  • с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
  • приобретением биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
  • размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если им предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Как видим, отбор финансовых организаций в этом перечне не поименован. Таким образом, выбор финансовой организации для заключения с ней договора на открытие расчетного счета, равно как и кредитного договора, должен проводиться на общих основаниях, предусмотренных Законом № 223-ФЗ.

Если выручка организации от вида деятельности в сфере водоснабжения не превышает 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех осуществляемых видов деятельности, положения Закона № 223-ФЗ должны применяться с 1 января 2013 г.

Что касается заключения допсоглашения к договору банковского счета по овердрафту, поскольку на эти услуги распространяются требования по проведению конкурсов или аукционов, необходимо помнить о п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нем сказано, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание одному или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в частности путем доступа к информации.

В связи с этим заключение допсоглашения на предоставление кредита в форме овердрафта на существующий счет создает преимущественные условия кредитной организации, в которой у ГУПа открыт счет, а это нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

С учетом сказанного для получения кредита в форме овердрафта ГУП должен провести открытый конкурс или аукцион в соответствии с Законом № 223-ФЗ для оказания услуг по открытию и ведению банковского счета юридического лица, осуществлению расчетов по этому счету, предусмотрев в конкурсной документации возможность его дальнейшего кредитования (предоставления овердрафта).

Получить банковскую гарантию
от 3000 руб.

Отправить заявку

Кредитование известно практически каждому жителю планеты. С помощью кредитов стало возможным покупка земли, дома, автомобиля. За годы существования кредитования появилось огромное количество разновидностей кредитов, одним из которых является тендерный кредит для обеспечения заявки на участие в конкурсе. Часто для участия в конкурсе необходимо денежное обеспечение заявки, для получения необходимых средств поможет тендерный кредит по 223 ФЗ .

223 фз тендерный кредит: зачем он нужен

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Денежное обеспечение заявки для участия в конкурсе необходимо для того, чтобы заказчик услуги в самом начале исключил всех участников конкурса, которые могут отказаться от контракта. При отказе от контракта денежная сумма заявки переходит заказчику в качестве удовлетворения временного ущерба. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Заявку можно обеспечивать самостоятельно, если имеются достаточно средства, либо же использовать банки и получать тендерные кредиты.

223 фз тендерный кредит: какие бывают

На сегодня существует два типа тендерных кредитов, отличающихся сроком кредитования:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года, такой вариант подойдет больше тому участнику, который в течение года регулярно подает заявки на участие в различных конкурсах.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 5-7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, однако очень важно правильно выбрать банк. Необходимо обратить на срок существования такого банка, клиентскую базу и прочее.

24.09.2014 г.


В соответствии с 223-ФЗ закупка - совокупность последовательных действий заказчика, нацеленных на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Действие закона распространяется на три вида сделок: поставку товаров (купля-продажа), где заказчик выступает покупателем, подряд и возмездное оказание услуг, в которых он является заказчиком работы или услуги.

Отношения, которые не регулируются 223-ФЗ и, соответственно, к которым нет оснований применять положение о закупке, прямо перечислены в ч. 4 ст. 1 данного Закона, их перечень является закрытым. Согласно ч. 1 ст. 2 223-ФЗ правовые акты заказчика, регламентирующие правила закупки (положение о закупке), регулируют закупочную деятельность заказчика. Закон о закупках не наделяет заказчика правом самостоятельно решать, какие виды закупочной деятельности будут регулироваться положением о закупке, а какие нет.

Казалось бы, правила, предусмотренные положением о закупке, должны применяться к порядку заключения любых договоров, за исключением тех, что подпадают под изъятия ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Тем не менее многие договорные отношения не соотносятся с понятием "закупка", но и не попадают в ряд исключений из сферы действия 223-ФЗ, как, например, кредитный договор.

Под кредитным договором понимается такой договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК). Проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами.

Чем является кредитный договор?

В ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что предоставление кредита есть одна из разновидностей банковских услуг.

Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»): Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Т.е. понятие банковская услуга является устоявшимся применительно к заключению кредитных договоров. А закупку возмездного оказания услуг необходимо проводить в соответствии с нормами 223-ФЗ.

Вместе с тем, в теории гражданского права принято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона № 223-ФЗ.

Нормы, регулирующие правоотношения по кредиту, содержатся в параграфе 2 главы 42 ГК РФ. Отношения, связанные с возмездным оказанием услуг, регулируются главой 39 ГК РФ.

Можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений, связанных с возмездным оказанием услуг и отношений, связанных с кредитом, различно, и, вроде как, действие 223-ФЗ не распространяется на заключение кредитного договора.

В современной юридической литературе можно встретить различные мнения относительно правовой природы кредитного договора: от признания его разновидностью договора займа до квалификации кредитного договора как самостоятельного гражданско-правового договора. Так, с точки зрения теории гражданского права, кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества, договоров возмездного займа и не имеет отношения к договорам банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг.

Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), заказчику рекомендуется все же применять нормы 223-ФЗ к заключению кредитных договоров , потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Так, в соответствии с разъяснениями ФАС, в случаях, предусмотренных кредитным договором, клиент оплачивает услуги банка за пользование денежными средствами в виде начисляемых на сумму кредита процентов (п. 1 ст. 819 ГК). Таким образом, заказчик при заключении кредитного договора приобретает финансовую услугу, а, следовательно, должен руководствоваться требованиями Закона о закупках при заключении названного договора.

Как выбрать тип закупочной процедуры для кредита?

Получение кредита заказчиком в любом случае требует большого количества времени и подготовки огромного пакета документов, отражающих всю «подноготную» заказчика.

При проведении открытой конкурентной закупочной процедуры данный пакет документов необходимо выкладывать в составе закупочной документации (что весьма нецелесообразно с точки зрения коммерческой тайны, а также отсутствия единого стандартного перечня, требуемых для получения кредита документов) либо направлять по официальным запросам потенциальным участникам закупки, но ответы на запросы так же требуется официально опубликовывать в ЕИС. Эффективность данного способа закупки оценить сложно, и такая закупка может растянуться на неопределенное время.

В данной ситуации есть два выхода:

1) Провести двухэтапную конкурентную процедуру, где:

  • I этап - предквалификационный отбор: на этом этапе можно провести отбор кредитных организаций по их надежности и по их кредитно-коммерческим предложениям, основанным на общей информации о заказчике;
  • II этап - закрытая закупочная процедура или процедура с ограниченным участием на основании результатов I этапа.

Плюс данного способа - заказчик контролирует круг лиц, которому рассылается пакет документов для получения кредита. Минус - требует времени и значительных трудозатрат.

2) Провести неконкурентную закупочную процедуру - осуществить закупку «у единственного поставщика» (можно применить, только в случае, если это оговорено в положении о закупке заказчика).

Таким образом, на данный момент наиболее быстрым и наименее трудозатратным способом заключения кредитного договора (а также наиболее нейтральным в свете спорных толкований о его природе) является проведение закупки «у единственного поставщика», если иное не указано в положении о закупке заказчика.