Про необходимость введения в России прогрессивной шкалы налогообложения говорят уже давно – ее отличия от плоской системы (когда все, независимо от дохода, уплачивают 13% НДФЛ) в том, что чем выше доход гражданина, тем больше ставка налогообложения к нему применяется. Это позволит обеспечить социальную справедливость, когда богатым приходится отдавать в бюджет большую часть своего дохода, в сравнении с бедными. В нынешних российских условиях, когда темпы падения доходов большинства граждан превышают 15-летний максимум, а в число живущих за чертой бедности можно отнести каждого шестого гражданина (около 16% по данным Росстата), такая концепция приобретает все большую актуальность.

Рассматривая ее в рамках обсуждения новой системы пенсионных накоплений, Центральный банк, совместно с Министерством финансов, задумался о судьбе пенсий для малоимущих граждан. По мнению разрабатывающего новую концепцию «тандема», российским беднякам будет слишком сложно участвовать в добровольной накопительной системе из-за отсутствия лишних денег. В качестве разрешения этой ситуации, Центробанк заявил о возможности отмены для малоимущих части НДФЛ, а сэкономленные средства предложено направить на пенсионные накопления . Карьерист.ру постарался разобраться, насколько реальными являются такие инициативы и что они предполагают.

Две возможные концепции

Для справки. Согласно ст. 7 ФЗ «О государственной соцпомощи», малоимущим можно признать семью или человека, чей среднедушевой доход ниже ПМ, установленного в конкретном субъекте федерации. Расчет среднедушевого дохода проводится исходя из доходов всех членов семьи или конкретного гражданина, полученных им за 3 месяца. Таким образом, члены семьи из 4 человек (2 взрослых и 2 детей) могут быть признаны малоимущими, даже если доход взрослых превышает прожиточный минимум, но не обеспечивает его для не имеющих дохода членов семьи.

О возможности освободить малоимущих граждан от части НДФЛ, переводя эти средства на пенсионные накопления, 20 октября, на заседании Общественной палаты, сообщил зампред Центробанка Владимир Чистюхин. В условиях отсутствия лишних средств для участия в добровольно-накопительной пенсионной системе это может стать действенным инструментом для всех тех, кто сегодня формально живет за чертой бедности. Но, как сообщает «Российская газета», это не единственный возможный подход к решению проблем с пенсиями для малоимущих – в качестве альтернативы рассматривается достаточно циничная концепция, по которой граждан с низкими доходами и вообще могут исключить из будущей накопительной системы. Дело в том, что их отчисления будут слишком маленькими, а административные расходы большими, так что их исключение позволит сэкономить на администрировании системы.

Граждан с низкими доходами и вообще могут исключить из будущей накопительной системы.

Очевидно, что вторая концепция, исключающая бедняков из новой программы пенсионных накоплений гораздо приоритетнее для разработчиков. Но насколько «этичным» можно назвать даже озвучивание такого предложения от правительства, учитывая то, что почти 16% населения живет за чертой бедности? Получается, они предлагают лишить возможности копить на пенсию 23 млн граждан , прикрываясь дороговизной управления этими средствами? Не совсем так, ведь страховая пенсия, согласно новой пенсионной реформы, останется нетронутой – накопительная часть будет лишь в качестве дополнения.

Получается, как жили бедно всю жизнь, так и живите на пенсии…

Но ведь в таком случае новая система лишается всякого принципа добровольности, ведь если раньше всех включали в нее обязательно, то в будущем, в случае привязки к прожиточному минимуму, малоимущих насильно лишат такого права? Этот вопрос на заседании не озвучивался. Тем более что открытыми остаются многие другие аспекты: правовое основание пенсионной конструкции, возможность использования колдоговоров, ответственность работодателей и т.д. На решение всего этого спектра вопросов осталось не так много времени: Минфин и ЦБ должны представить готовую концепцию уже через месяц, а заработать она должна через год – к началу 2018 года.

Отменить подоходный налог

Предложение снять с малоимущих подоходный налог или, по крайней мере, сократить его, озвучивается не впервые.

Ранее, обусловливая «непростыми экономическими условиями» освободить от уплаты НДФЛ граждан, чей доход ниже МРОТ (а, соответственно, и ниже прожиточного минимума) предлагали в Совете Федерации. Как передавали «РИА Новости», инициативу высказывал алтайский сенатор Владимир Полетаев. По его мнению, изначально подоходный налог для бедняков необходимо было бы снизить до 3%, а впоследствии и совсем исключить его, заменив прогрессивной системой налогообложения обеспеченных граждан . По мнению парламентария, это позволило бы привлечь внимание местных властей к проблеме «серых» зарплат, так как именно подоходный налог является основным источником пополнения местных бюджетов.

Позже с аналогичным предложением выступал член Общественной палаты РФ Владимир Слепак. Как сообщал «ТАСС», общественная организация даже направила в адрес вице-премьера Ольги Голодец соответствующее письмо. В нем общественники акцентируют внимание на постоянном «самоотверженном» поиске средств для решения проблем бедняков, вместо которого предлагают вообще освободить данную категорию граждан от налогов, вводя прогрессивную систему налогообложения. Такая система, по мнению Слепака, поддержала бы нуждающихся и снизила иждивенческие настрои . Тем более что крайне сложно объяснить гражданам, как им прожить на их среднедушевой доход, если он ниже прожиточного минимума, а кроме воспитания и обучения детей им нужно уплачивать еще и подоходный налог.

Впрочем, сегодня общественники уже не надеются, что Центробанк и Минфин решат частично лишить бедняков обязанности уплаты НДФЛ . Как сказала в интервью ИА Rambler News Service член ОП РФ Елена Тополева-Солдунова, ведомства учтут экономическое положение в стране и не позволят малоимущим не платить налог, хотя менять систему налогообложения на прогрессивную уже пора. Но в то же время, по мнению депутата Анатолия Аксакова, очень трудно будет мотивировать россиян войти в добровольную пенсионную накопительную систему, тем более, что большинство из них имеют очень низкие доходы. А понижение ставки НДФЛ стало бы как раз таким стимулом.

И вопрос стимулирования, действительно, остается самым насущным. Ведь если новая пенсионная система будет добровольной, то кто из малоимущих в ней будет участвовать?

Бедные не смогут или не захотят

Если рассматривать первую, предложенную Центробанком концепцию, предусматривающую освобождение малоимущих от НДФЛ, то будет ошибочным все-таки называть ее «освобождением». Если это будет подано действительно лишь в качестве возможности переноса в добровольную пенсионную систему, то люди с маленькими доходами, безусловно, скажут спасибо за такую налоговую поблажку, но отчислять свои кровные в пенсионную систему точно не станут. Как говорит Юрий Горлин из РАНХиГС, чьи слова приводит ФБА «Экономика сегодня», малоимущие может быть бы и рады отложить на пенсию, но доход в 10-15 тыс. рублей не позволяет этого. К тому же соотношение страховой пенсии к их доходам превышает 50%, что позволяет избежать катастрофической потери в доходах после прекращения трудовой деятельности.

Так что единственный возможный и адекватный вариант – это освобождение от НДФЛ той части дохода, которая будет перечислена в качестве пенсионного накопления (напомним, они будут составлять от 0 до 6% заработка). Конечно, было бы неплохо пойти на уступки малоимущим и освободить их от уплаты той части подоходного налога, которая осталась после отчислений в НПФ, но в ЦБ и Минфине на это явно не пойдут – сегодня на счету каждая копейка. Так что, скорее всего, оставшиеся после отчисления средства – от 7 до 13% дохода, будут выступать уже реально подоходным налогом.

Адекватный вариант – это освобождение от НДФЛ той части дохода, которая будет перечислена в качестве пенсионного накопления.

В таком случае говорить про какие-либо налоговые поблажки для малоимущих не приходится – дополнительного дохода «на руки» получить таким гражданам не удастся . Да и сами накопления особым размером их не порадуют – если исходить из установленного на сегодня среднего прожиточного минимума в 10,7 тыс. рублей (во многих регионах он существенно меньше), то объем годичных накоплений будет явно меньше 7,7 тыс. рублей (если учитывать то, что размер их дохода должен быть ниже прожиточного минимума). Тем не менее сам стимул все же имеет место – перед малообеспеченными гражданами станет выбор: или отдавать НДФЛ полностью государству, или получать часть его в качестве пенсионного накопления.

Выбор, в данном случае, очевиден. Конечно, было бы неплохо, если бы инициаторы новой пенсионной реформы сделали исключение и позволили малоимущим переводить в накопления весь налог, но на это надеяться не стоит. Впрочем, стоит помнить, что концепция с НДФЛ не единственная, которую рассматривают в ЦБ и Минфине, а принимаемые ими решения далеко не всегда рассматриваются с точки зрения этики.

Все денежные средства, которые находятся в руках граждан РФ, должны облагаться налогами. Ведение трудовой деятельности, продажа недвижимости, получение дорогостоящих подарков и прочее - со всех этих доходов россияне обязаны отчислять 13% в казну государства. Такой сбор носит название «Налог на доходы физических лиц», и является обязательным для всех. Нарушения, недоплаты и любые махинации при расчетах и оплатах преследуются по закону. Военнослужащие и сотрудники силовых структур Российской Федерации не имеют освобождения от НДФЛ, но могут получить существенные послабления при расчете этого сбора.

Виды предоставляемых вычетов

НДФЛ для военных рассчитывается в общем порядке с применением стандартных видов уменьшения налогооблагаемой базы, которые доступны остальному населению. Основное предназначение вычета - уменьшение общей суммы доходов, с которой взимаются пресловутые 13%.

Рассмотрим уменьшения налоговой базы, доступные для военнослужащих подробнее:

  1. На детей. Если армеец приходится отцом, ему полагается вычет в размере 1400 рублей на первого и второго малыша, 3000 рублей - на третьего и последующих. Данное послабление действует в отношении всех граждан РФ до момента, пока общий доход военного превысит сумму 350000 рублей.
  2. Стандартный в размере 3000 рублей. Существенное уменьшение суммы доходов за каждый месяц налогового периода предоставляется гражданам, перечисленным в ст.218 НК РФ. Если военнообязанный относится к одной из указанных категорий, он может рассчитывать на получение этого вычета.
  3. Стандартный в размере 500 рублей. Предоставляется для ветеранов боевых действий Афганистана и других горячих точек.
  4. Социальные. Военнослужащий может значительно снизить общую налоговую базу, если в течение отчетного периода обучал детей, болел и лечился сам или кто-то из членов его семьи. Сумма налогового вычета на обучение или лечение предусмотрена в сумме реально понесенных расходов, но не более 50000 рублей.
  5. Имущественный. Если в течение года армеец приобрел недвижимость, он имеет право на получение имущественного вычета. Возврат денежных средств будет произведен в размере 13% от стоимости купленного или проданного имущества. Главное условие - покупка квартиры или дома на собственные, а не бюджетные средства.

Отмена НДФЛ для военнослужащих

Ранее все без исключения суммы военного довольствия, различных вознаграждений, премий и других доплат, получаемых военнослужащими за исполнение своих прямых обязанностей, не подлежали налогообложению. Вступление в силу действующего Налогового Кодекса в 2001 году изменило существующий порядок, и перевело военных на стандартный расчет НДФЛ, оставив лишь несколько статей доходов, не облагаемых налогами:

  • компенсационные выплаты при увольнении из рядов ВС РФ;
  • компенсация стоимости путевок, предоставляемых детям, не достигшим 16-летнего возраста;
  • материальная помощь действующим и бывшим арийцам в размере, не превышающем 4000 рублей;
  • суммы компенсации части родительской платы за детские дошкольные и развивающие учреждения.

Расскажите о своем опыте начисления НДФЛ и получения компенсационных выплат по нему, поделитесь практикой бывалого налогоплательщика в комментариях нашего блога.


Новая презентация НДФЛ

Календарь мероприятий целевой программы НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по реализации законодательной инициативы по отмене НДФЛ

20 апреля 2015 г ., Москва, конференция «Бухучет, финансы и право на рынке лома», отель Метрополь. Пленарное отраслевое заседание и открытое голосование по началу реализации законодательной инициативы при организации и координации НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по внесению изменений в ст. 217 ГК в части отмены НДФЛ с доходов граждан, сдатчиков лома и отхода металлов. Решение принято большинством делегатских голосов.

04 июня 2015 г . представители организаций металлургической отрасли и сферы обращения с ломом и отходами металлов, члены некоммерческого партнерства «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств» и отраслевые эксперты подписали коллективное письмо-обращение в Минфин России по вопросу внесения изменений в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи лома и вторсырья.

7 июля 2015 года была проведена рабочая встреча с НП«Русская сталь», на которой члены Партнерства, включающего крупнейшие металлургические предприятия, единогласно поддержали инициативу по отмене НДФЛ.

31 июля 2015 г. получен официальный ответ Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина с разъяснениями по текущей ситуации в сфере законодательного регулирования по исчислению, определению налоговой базы, а также правам и обязанностям налогоплательщиков по уплате НДФЛ от продажи лома и вторсырья. При пояснениях Минфин руководствовался следующими положениями законодательства:

  • пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) по определению налоговой базы
  • положения 220 Кодекса о налоговых и имущественных вычетах
  • пункт 17 статьи 217 Кодекса в части освобождения от обложения НДФЛ доходов продажи имущества
  • статья 212 Кодекса в части определения доходов в виде материальной выгоды
  • подпункт 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса об исчислении и уплате налога физическими лицами

Одними из ключевых проблем, по мнению Минфина, являются:

  • слабая проработка вопроса налогового администрирования
  • проблемы по подтверждению расходов, понесенных на приобретение имущества
  • проблема в определении срока владения имуществом
  • отсутствие особого порядка в определении налоговой базы по доходам от продажи лома и вторсырья
  • сложности в реализации физическим лицом права на получение имущественного налогового вычета
  • невозможность установить срок нахождения лома и вторсырья в собственности налогоплательщика (в соотв. с п.17 статьи 217 НК, доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи имущества, находившегося в собственности три года и более, освобождаются от обложения НДФЛ)

23 сентября 2015 года в Здании Правительства Москвы (Мэрия) на Новом Арбате прошло открытое рабочее совещание, посвященное реализации программы НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по повышению эффективности законодательного и налогового регулирования в отрасли ломопереработки, где был детально рассмотрен вопрос отмены НДФЛ для физлиц — ломосдатчиков. Участие приняли ключевые игроки рынка, члены инициативного комитета по реализации программы, представители органов государственной власти (Аппарат Правительства, Минфин), участники общественных организаций (НП «Русская Сталь», Ассоциация переработчиков макулатуры и др)

10 декабря 2015 года в отеле Ренессанс Москва Монарх Центр НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» проведена конференция по вопросам оптимизации законодательной базы в сфере деятельности по обращению с ломом и отходами, Были рассмотрены вопросу по проблемам лицензирования, административного и налогового давления на отрасль, включая негативное влияние НДФЛ на взаимоотношения предприятий отрасли с финансово-банковским сектором.

29 февраля-1 марта 2016 г состоялся 12-й международный форум «Лом черных и цветных металлов 2016», где было проведено расширенное пленарное заседание по вопросу отмены НДФЛ на доходы от сдачи гражданами вторсырья. Были представлены промежуточные результаты работы по программе и опыт реализации подобных инициатив в смежных отраслях, а также международный опыт в сфере налогового законодательства.

3 марта 2016 г. Заседание в Минпромторге с участием заместителя министра С. Цыба по вопросам повышения эффективности нормативной базы в отрасли обращения с ломом и отходами металлов. Основная тнма- отмена НДФЛ.

31 марта 2016 г Правительством Российской Федерации дано заключение на отраслевой законопроект об отмене НДФЛ на доходы граждан от сдачи макулатуры, инициированный к внесению СРО Лига переработчиков макулатуры. В резюме отмечено, что освобождение граждан от НДФЛ с доходов от сдачи макулатуры целесообразно с позиции совершенствования администрирования дохода через признание лиц, выплачивающих доход налоговыми агентами с частичным освобождением от налогообложения соответствующих доходов.

19 мая 2016 года . Участие представителей НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» в расширенном заседании Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии. Рассмотрение влияние отмены НДФЛ на вторичное сырье на развитие отрасли переработки.

28 июня 2016 г . Совместно с Палатой молодых законодателей и Лигой переработчиков макулатуры Проведение в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации круглого стола по вопросам оптимизации законодательства в сфере вторичных ресурсов, в т.ч по вопросам отмены НДФЛ на доходы от сдачи гражданами лома и макулатуры, введения новых ОКВЭД и ОКПД и обязательного саморегулирования

17-22 августа 2016 г . В Правительство Российской Федерации, Минпромторг РФ, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Минстрой РФ, Минприроды РФ были направлены дополненные письма с финансово-экономическим обоснованием по отмене НДФЛ на доходы граждан от сдачи вторсырья в связи с подготовкой к принятию в 2017 г. в РФ нового экологического законодательства (458-ФЗ)

02 сентября 2016 г . Направлен ответ на запрос Министерства промышленности и торговли адресованного НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» касательно оптимизации законодательства в сфере контроля за нелегальным оборотом лома в России, включая меру по отмене НДФЛ. Вопрос был рассмотрен 9 сентября 2016 г. в ходе рабочей поездки Д.А.Медведева по Забайкальскому краю.

27 сентября 2016 г. Проведено рабочее совещание представителей НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» и НП «Русская Сталь» по вопросам оптимизации нормативно-правовой базы в сфере обращения с ломом и отходами металлов, а также борьбы с нелегальным оборотом лома.

29 сентября 2016 г. Межведомственное совещание при участии зам.министра Промышленности и торговли РФ С.Цыба по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами, включая отмену НДФЛ на доходы граждан от сдачи лома и отходов металлов.

Справка по отрасли обращения с ломом и отходами металлов.
Металлом — это отслужившие свой срок металлические изделия, инструмент, оборудование, машины или их металлические части, тара и упаковка из черных и цветных металлов (из чугуна, стали, алюминия и олова), отходы металлообработки (стружка, опилки, пыль), скрап, отходы производства металлов, отходы раскроя металла, отработанные аккумуляторы, потерявшие потребительские свойства провода (стальные, алюминиевые, медные).
Металлолом является стратегическим сырьем для металлургического производства и входит в перечень важнейших товаров Российской Федерации.
Вовлечение отходов металлов во вторичное использование значительно менее затратно, чем выплавка металлов из руды. Многократно снижается расход энергии при производстве металлов и металлопродукции (на 60-95%): Аl — на 95%, Сu — на 83%, Сталь — на 74%, Рb — на 64%, Zn — на 60%.

  • при выплавке стали из металоотходов (по сравнению с выплавкой из руды) количество загрязняющих атмосферу веществ снижается на 85%;
  • при выплавке А1, Сu и РЬ из лома (по сравнению с выплавкой из руды) количество выбросов газов снижается в 5-10 раз.

Наибольшее количество вторичных черных металлов образуется при их производстве — 45%, при амортизации оборудования (ликвидация основных средств, ремонт и замена оборудования, инструмента, инвентаря) — 33% и в процессе металлообработки (20%). Среди различных отраслей промышленности наибольшее количество отходов черных металлов приходится на транспортное машиностроение, судостроение, станкостроение, приборостроение. В России ежегодно образуется около 30 млн. т лома и отходов черных металлов.
Наибольшее количество лома и отходов цветных металлов образуется на предприятиях электротехнической, металлургической, автомобильной и судостроительной промышленности. В России доля вторичных цветных металлов в общем балансе производства металлов состав­ляет всего 20-30%, в Европе — 35-50% (А1, Сu, РЬ, Zn). Доля вторичных металлов, образующихся в составе ТКО в России составляет около 13 %

В Российской Федерации значительная часть отходов металлов (70-80%) не утилизируется и безвозвратно теряется. Объясняется это тем, что много отходов попадает в ТКО, теряется в виде автолома и т.п.
В Российской Федерации по данным Минприроды ежегодно образуется 60 млн т твердых бытовых отходов – свыше 400 кг на человека. Вторично используется не более 8% (против 40% в США и 60% в ЕС), остальное захоранивается
Согласно различным исследованиям морфологического состава ТКО содержание лома и металлов в ТКО и приравненных к ним отходах нежилого сектора в среднем составляет более 7%.
Таким образом, в расчёте на одного человека в Российской Федерации образуется около 28 кг металлолома (7% всего объема твердых коммунальных отходов) или более 4 100 00 тонн в расчете на все население Российской Федерации (в 2016г. – 146 544 710 человек). По данным экспертов этот объем практически полностью захоранивается на полигонах ввиду отсутствия системы раздельного сбора мусора, а наличия налоговых и административных барьеров, препятствующих стимулированию граждан к сдаче, образующегося в личных хозяйствах металла, на переработку.

При этом затраты бюджетов, связанные с захоронением металлолома в составе ТКО составляют около 4 920 000 тыс. руб. в год (при средней стоимости захоронения 1200 руб. за тонну с учетом переработки на станциях перегрузки мусора и транспортировки).
Налоговая нагрузка вместе с социальными сборами от ВВП страны, по данным ФНС РФ, составляет 44%. Кумулятивный эффект по отрасли – 220,00 руб на 1 кг потерянного на свалке, не переработанного металла. То есть, более 902 млн. руб. недополученных в бюджет налогов в год.

В этой связи требуется корректировка как законодательной базы, так и ряда стратегических подходов по развитию отрасли и деятельности обращения с отходами металлов и ломом.

В том числе, Минпромторгу России, Минфину России, Минэкономразвитию России и иным ответственным министерствам и ведомствам поддержать внесение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта касательно внесения изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации касательно отмены НДФЛ на доходы, полученные физическими лицами от сдачи на утилизацию лома и отходов черных и цветных металлов . Наличие НДФЛ на доходы граждан от сдачи вторсырья препятствует эффективной реализации нового экологического законодательства, вступающего в силу 1 января 2017 г., предполагающего раздельный сбор ТКО и запрещающего захоронение полезных фракций на полигонах.

458-ФЗ вступает в силу 1.01.2017 и предполагает новые механизмы реализации 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно 458-ФЗ запрещено направлять на мусорные полигоны ТКО, в состав которых входят полезные фракции, являющиеся вторичным сырьем для промышленности (металл, бумага, пластик, стекло и т.п.) и подлежащие вторичной переработке. В настоящее время в России и других странах мира не существует иных действенных механизмов по раздельному сбору мусора и возвращению вторсырья в хозяйственны оборот, кроме деятельности граждан по сбору и сортировке ТКО. НДФЛ является ключевым демотиватором. Отмена НДФЛ для граждан – сдатчиков вторичного сырья будет содействовать в реализации данной законодательной меры, поможет избежать потери металла на свалках и загрязнения воды и почвы отравляющими веществами, такими как ртуть. Актуальность данной меры подтверждается тем, что глава Минприроды Сергей Донской по результатам отчетов о готовности регионов к реализации 458-ФЗ, признал полностью не готовыми 23 региона, а готовность иных субъектов не достаточной или минимальной. Закон «Об отходах производства и потребления обязал региональные власти к 26 сентября 2016 года утвердить территориальные схемы обращения с отходами и предоставить на согласование в Росприроднадзор. Однако без вовлечения граждан регионы не смогут внедрить эффективную систему внедрения раздельного сбора.

Льгота по освобождению купонного дохода облигаций российских эмитентов от НДФЛ становится бессрочной. На минувшей неделе Госдума приняла соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

НДФЛ не вернется

Таким образом снимаются временные ограничения, в рамках которых купоны по облигациям российских организаций, номинированных в рублях и эмитированным в период после 1 января 2017 года, освобождаются от НДФЛ. Напомним, сейчас льготный режим распространяется на бумаги, выпущенные с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно.

4 апреля президент Путин подписал закон об с купона корпоративных облигаций, выпущенных в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 года. Налогом на доходы физических лиц не облагается купон, доходность которого не превышает ставку Банка России + 5 п.п. Текущая ставка ЦБ РФ – 8,5%+ 5 п.п.=13,5%. Купон с доходностью, превышающей этот показатель, облагается налогом.

В итоге – льгота хорошая, но работает очень выборочно. Итак, НДФЛ не уплачивается с купонного дохода по облигации, если она:

– выпущена российским эмитентом;

– рублевая;

– доходность купона=ставка ЦБ РФ+5 п.п.

Но несмотря на эти ограничения, выбор подходящих облигаций, по которым можно сэкономить на налогах, есть – мелочь, а приятно. Кроме этого, такой вид облигаций отлично подходит для приобретения на , делая его еще интереснее.

Облигациями интересуются “физики”

Участники рынка уверены, что снятие ограничивающих временных рамок станет дополнительным стимулом для прихода физлиц на долговой рынок. «Это делает возможной разработку стратегии заимствований на срок после 20-го года, а инвесторам, разумеется, дает основания рассчитывать на последовательность налоговой политики в отношении стимулирования инвестиционного спроса», – уверен президент НАУФОР Алексей Тимофеев.

В « профессиональных участников рынка ценных бумаг» за второй квартал 2017 года Банка России отмечается, что наибольший объем (48,2%) биржевых операций на фондовом рынке третий квартал подряд приходится именно на рынок корпоративных облигаций (в I квартале 2017 г.– 32,1%, в IV квартале 2016 г. – 33,4%). «Такое стремительное увеличение доли рынка корпоративных облигаций в общем объеме сделок на фондовом рынке в том числе связано с притоком в сегмент частных инвесторов», – сообщают эксперты ЦБ.

Руководитель управления по работе с клиентами в АО «ФИНАМ» Дмитрий Леснов согласен с тем, что данное событие стало дополнительным стимулом для физлиц: «Новость о том, что купонный доход по облигациям, выпущенным с 2017 по 2020 годы не облагается налогом, была воспринята очень позитивно, можно сказать, что она стала триггером. Количество желающих купить облигации или хотя бы узнать о них поподробнее среди наших клиентов увеличилось на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Причем, вырос интерес к сегменту в целом, а не только к бумагам, выпущенным в 2017 году».

Основной спрос со стороны физлиц наблюдается в ОФЗ, купонный доход по которым изначально не облагался НДФЛ, и бумагах корпоративных заемщиков, причем речь идет не только о бумагах, выпущенных в 2017 году. Однако сильно вырос и интерес к бумагам корпоративных заемщиков из первого эшелона. «Сейчас доходность 3-5 летних бумаг квазисуверенных заемщиков, таких как ВЭБ, «Газпром», составляет 8-9%. Однако это высоколиквидные бумаги, поэтому инвестору необязательно держать их в течение всего срока обращения. Выйти из таких бумаг можно в удобный момент с минимальным спрэдом, получив доход в размере 8% годовых за тот срок, что бумага была в вашем портфеле. При этом госбанки предлагают ставки по депозитам 5-6%», – добавляет Дмитрий Леснов.

Дополнительным стимулом для частных инвесторов стало снижение ставок по банковским депозитам и негативная ситуация в банковском секторе в целом в связи с санациями крупных банков. «При размещении средств в облигации надежных эмитентов можно говорить о доходности на 1-1,5 п.п. годовых выше уровня ключевой ставки ЦБ», – отметил Александр Дубров, начальник управления интернет-трейдинга «Открытия Брокер».