Приоритеты государственной экономической политики России в 2011-2013 годах

Основные стратегические задачи (приоритеты) государственной экономической политики на среднесрочный период (2011-2013) были сформулированы президентом Д. Медведевым в бюджетном послании на 2011-2013 годы.

Экономическая и бюджетная политика, как ее составная часть должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности , которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Необходимо трезво оценивать приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

Нужны четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответстенности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов .

Правительством Российской Федерации создан комплекс взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (для реализации данных мер распоряжением от 10 июня 2011 г. N 1021-р утверждена «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы»).

Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций .

В ближайшие годы необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Необходима разработка и реализация на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала .

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно уделяться как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

Ежегодно перед каждым государством ставятся определенные экономические задачи. В первую очередь они зависят от качеств рыночной экономики. Демократическая система правления имеет множество недостатков. Это требует своевременного вмешательства в экономику государства. В настоящее время это вмешательство подверглось серьезной переориентации. Рассмотрим, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Также постараемся найти ответы на вопрос, от чего зависит благосостояние граждан и страны в целом.

Социально-экономическая политика России и ее основные направления

Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Отсутствие его регулирования может привести к серьезным негативным последствиям. Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Это существенно увеличивает эффективность экономики. Интерес государства состоит в обеспечении правовой надежности социально-экономической деятельности. Это необходимо для того, чтобы можно было в полной мере пользоваться ее результатами. В экономике Российской Федерации существует ряд негативных аспектов, которые и призвана устранить социально-экономическая политика РФ. К ним можно отнести:

  • Неспособность рыночной экономики сохранить ограниченные ресурсы.
  • Невозможность обеспечить в должной мере охрану окружающей среды от негативных последствий деятельности человека.
  • Отсутствие нормативов, регулирующих применение ограниченных ресурсов, которыми располагает природа.
  • Нехватка стимулов для создания товаров и услуг общественного пользования (строительство дорог и т. п.).
  • Отсутствие ответственности за последствия, которые влекут за собой принятые правительством решения.
  • Невозможность обеспечить гарантирование прав граждан на труд.
  • Ориентирование экономики на удовлетворение потребностей тех слоев населения, которые готовы платить за товары и услуги.
  • Нестабильность развития страны.

Необходимость проведения государством социально-экономической политики

Поскольку ежегодно масштабы производства увеличиваются, то возникает необходимость в постоянных глобальных инвестиционных вливаниях в экономику. Это не под силу даже самым крупным отечественным предприятиям. Именно поэтому крайне важно держать под контролем политики экономику страны. В Российской Федерации в настоящее время существует множество предприятий, деятельность которых контролируется государством. Они никак не могут быть переданы в частный бизнес. Государство при управлении экономикой преследует исключительно цели глобального масштаба. Это обеспечивает поддержание на должном уровне макроэкономического баланса. Кроме того, гарантируется общественное производство, чего никогда не обеспечит частный бизнес.

Цели и приоритеты государственной политики могут меняться. В первую очередь их определяют особенности экономического развития страны в данный период времени. Поэтому правильная постановка целей крайне важна для российского государства. Это определяет его дальнейшее развитие.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие приоритеты:

  • Обеспечение поддержки финансовой системы государства, формирование ее устойчивости к действию различных факторов, уменьшение инфляции.
  • Принятие мер по увеличению притока в страну инвестиций, уменьшение давления на частных предпринимателей, формирование конкуренции.
  • Поддержание на должном уровне социального развития, направление инвестиций в человеческий капитал.
  • Усовершенствование инновационных секторов экономики.
  • Улучшение оборонного комплекса.
  • Обеспечение сбалансированного развития регионов.
  • Диверсификация экономики.
  • Адаптация экономики России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВТО.

Долгосрочный план по экономическому развитию

Для обеспечения экономического роста государства крайне важно формирование долгосрочного плана по экономическому развитию, так как это помогает определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике.

Концепция, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию государства до 2020 г., установлена в соответствующем распоряжении. Главными приоритетами, которые она закрепляет, являются:

  • Улучшение благосостояния граждан России.
  • Принятие мер по улучшению уровня национальной безопасности страны.
  • Высокая динамика развития экономики.
  • Укрепление позиций, занимаемых Российской Федерацией на мировом рынке.

Обеспечению нормального развития государства способствуют цели, которые ставятся перед российским правительством при определении своей политики. Четкое следование этим целям обеспечит положительную динамику в развитии государства. Можно выделить следующие основные цели экономической политики:

  • Формирование наиболее актуальной структуры общественного производства.
  • Стимулирование увеличения объема производства.
  • Обеспечение максимальной занятости населения.
  • Правильное распределение дохода.
  • Поддержание на рынке стабильных цен и формирование гибкой ценовой политики.
  • Уменьшение негативных последствий инфляции.
  • Обеспечение сохранности природных ресурсов.

Достижение этих целей позволит повысить уровень развития экономики России, от чего зависит богатство и процветание страны. Однако при таком раскладе могут появиться определенные противоречия. Например, наращивание объемов производства может привести к ухудшению состояния окружающей среды. Именно поэтому крайне важно определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Это будет способствовать устранению противоречий между целями и поможет выработать правильную методику управления государством.

Меры по реализации направлений, установленных социально-экономической политикой России

Проведение пересмотра программ, утвержденных государством, что поможет привести их в соответствие с финансовыми возможностями государства.

Утверждение «дорожных карт», что будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Принятие мер по совершенствованию налогового администрирования, что поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и привлечет дополнительные средства для развития отечественного предпринимательства в качестве инвестиций.

Разработка предложений, способствующих развитию моногородов в комплексе, ликвидация аварийного жилого фонда.

Принятие мер по усовершенствованию государственной долговой политики субъектов РФ.

Необходимо усовершенствовать закон о занятости населения.

Формирование более сплоченных межбюджетных отношений.

Ускорение процесса принятия федеральных законов.

Основные стратегические задачи, которые ставятся перед экономической политикой государства

Достижение макроэкономической стабильности.

Координирование стратегического и бюджетного планирования.

Обеспечение поддержания инноваций.

Улучшение качества человеческого капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение макроэкономической стабильности, как одна из основных целей экономической политики

Данная цель предполагает создание сбалансированного бюджета, постепенное ежегодное снижение дефицита бюджета и сведение его к минимуму, возможность предсказания параметров инфляции.

В перспективе предусматривается ограничение использования доходов от добычи нефти и газа, обеспечивая сбалансированность бюджета РФ при разумных прогнозных показателях стоимости нефти.

Меры по обеспечению координации бюджетного и стратегического планирования в долгосрочной перспективе

Стратегические задачи государства в обязательном порядке необходимо оценивать в соответствии с приоритетами. Для этого их следует сопоставить с имеющимися реальными возможностями, от чего зависит богатство и процветание страны. Лишь применение комплексного подхода с учетом всех прошлых проблем позволит эффективно распределить ресурсы государства по направлениям экономической политики.

При этом любое решение должно приниматься лишь после предварительного анализа возможностей его финансового обеспечения и того, как оно повлияет на достижение главных стратегических целей, которые стоят перед государством.

Разработка и внедрение инструментов, необходимых для обеспечения поддержки инноваций

Государство в обязательном порядке должно применить комплексный подход при формировании благоприятной инвестиционной среды. Для этого необходимо обеспечить в стране макроэкономическую стабильность, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также устранить имеющиеся административные барьеры.

Улучшение качества человеческого капитала

При осуществлении модернизации крайне важно наличие квалифицированных специалистов, а потому государство должно уделять внимание качеству образования и контролировать проведение профессионального обучения.

Помимо образования необходимо совершенствовать систему отечественных научных школ, привлекать к процессу обучения иностранных специалистов. Также нужно направить силы на создание достойных условий труда и повышение работоспособности, для этого следует внести ряд поправок в "Закон о занятости населения".

Таким образом, основные приоритеты экономической политики России определяются спецификой переходного периода на новый инновационный уровень, который ориентируется на социальные потребности. Для выхода российского государства на новую ступень развития необходимо установить правильные долгосрочные цели и приоритеты, которые будут определять весь необходимый комплекс преобразований в экономике государства.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства на ближайшие годы относятся:

Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом бюджетных расходов: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Именно эти сектора должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в науке, исследованиях и разработках, в промышленности и инфраструктуре.

Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными.

Устойчивый экономический рост основывается на незыблемости и защищенности частной собственности. По мере стабилизации социально-экономической ситуации государство будет сокращать свою долю во владении промышленными и финансовыми активами. Будет проведена приватизация в интересах эффективного собственника.

Обеспечение макроэкономической сбалансированности, предполагающее сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты. Предстоит осуществить сложный комплекс институциональных и организационных мероприятий по реструктуризации расходных обязательств, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов.

Необходимо выработать и приступить к последовательной реализации мер по повышению международной привлекательности рубля и расширению возможностей его использования в международных расчетах. Это требует повышения стабильности российской валюты, низких темпов инфляции и снижения процентных ставок.

Повышение эффективности и надежности банковской системы. Это будет способствовать повышению доступности финансово-кредитных услуг, формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Смягчение региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, развития системы стратегического управления на региональном уровне.

Сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости, в том числе путем содействия самозанятости и поощрения предпринимательской инициативы граждан.

Развитие государственной системы здравоохранения, с тем, чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, и снижения доступности качественной медицинской помощи. Должны быть конкретизированы и при этом полностью обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств для оплаты медицинской помощи. Совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирование экономической системы (экономических институтов). Эффективная экономика требует эффективной системы защиты прав человека и собственника, обеспечения исполнения действующего законодательства. Реформа правоприменительной (и прежде всего судебной) системы является неотъемлемой частью политики экономической модернизации. Радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности. Развитие инфраструктуры - транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.

Приоритеты экономической политики модернизации также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2014 и последующие годы.

Экономические задачи каждого государства в большей мере определяются далеко не совершенными качествами рыночной экономики. Демократическому механизму свойственно огромное количество недостатков, которые и определяют актуальность участия государства в экономике.

На что направлена политика России?

России направлена на устранение следующих негативных аспектов:

Каковы приоритеты политики российского государства в экономике?

В результате увеличения масштабов производства требуется проводить глобальные вливания капитала в экономику, которые не способны осуществить даже самые крупные отечественные предприятия. Политический контроль над экономикой имеет стратегическое предназначение. В стране функционирует огромное количество предприятий, которые обеспечивают экономическое развитие, но не могут быть вверены представителям В качестве примера можно привести атомное производство и биологические исследования. Государству в вопросах регулирования экономики свойственно ставить исключительно глобальные цели. Это не только поддерживание макроэкономического баланса, но и гарантирование общественного производства. Цели и приоритеты имеют свойство меняться. Это будет зависеть исключительно от того, на какой стадии развития сегодня находится экономика страны в целом.

Цели экономической политики

Экономическое развитие России могут гарантировать цели, которые ставит правительство при построении своей политики. Они могут меняться, как говорилось выше, но в большинстве ситуаций они сводятся к единому перечню. Политика России направлена на:

  • Поддержку гармонии в сфере общественного производства.
  • Стимулирование роста объемов производства.
  • Гарантирование полной занятости населения.
  • Оправданное
  • Стабилизацию цен на рынке.
  • Недопущение процесса инфляции.
  • Сохранение природных ресурсов.

Довольно часто между целями могут формироваться явные противоречия. Чаще всего проблемой становится достижение равновесия между наращиванием производства и защитой Новая экономика формируется под влиянием политики государства, которая нивелирует противоречия, устраняет конфликты и вырабатывает эффективную методику управления.

Из прошлого в будущее

Изучая вопрос о том, каковы приоритеты политики российского государства в экономике, стоит сказать, что роль правительства как регулирующего субъекта, создающего оптимальные условия для функционирования хозяйственных объектов, обусловлена исторически. Изначально правительство вело строгую по сбору налогов. С развитием экономики список задач увеличился. Начиная с XX века, в период существования СССР, правительству принадлежала позиция тотального регулятора, что определило менталитет жителей страны.

С 1999 года приоритеты экономики стали предпосылкой к ограничению воздействия. Данная практика не прижилась, и с 2000 года все вернулось на круги своя. Министерство Финансов РФ засвидетельствовало, что к 2000 году под руководством правительства находилась половина экономического сегмента. К 2007 г. этот показатель повысился. Был осуществлен переход под государственное регулирование такими компаниями, как «Сибнефть» и «Газпром». Явление имеет две стороны. С одной стороны, государство полностью взяло ответственность за развитие экономического сегмента на себя, а с другой - оно практически не способно выстроить систему эффективного менеджмента.

Долгосрочная политика

Основное проявление, свидетельствующее о вмешательстве правительства России в экономику - это формирование долгосрочного плана развития последней. В частности, в 2008 году было узаконено распоряжение о концепции социального и экономического развития России на период до 2020 года. Если изучить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике на этот период, можно сказать о повышении благосостояния российских граждан, об обеспечении достаточного уровня национальной безопасности, о динамическом развитии экономики и об укреплении позиций на мировом рынке.

Социальные приоритеты

Новая экономика страны направлена на достижение высоких стандартов в благосостоянии людей. По предварительным оценкам, уже к 2020 году не только уровень дохода, но и условия жизни каждого человека должны соответствовать показателям, свойственным высокоразвитым государствам. Можно говорить о безопасности, о доступности образовательных и здравоохранительных услуг, культурных благ, а также о наличии экологически чистой среды.

Лидерство и инновации

Направления экономической политики России нацелены на лидерство и инновации. В перспективе государство не только должно будет удержать позицию лидера в энергетическом сегменте, сферах по переработке сырья и его добыче. Оно должно сформировать экономику знаний и высоких технологий, которая обеспечит высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке. Можно говорить о том, что планы правительства - это предоставление высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг на мировом рынке, на которые к 2020 году будет приходиться не менее 5-10 % от общего количества идентичных предложений.

Исходя из того, каковы приоритеты политики российского государства в экономике сегодня, можно говорить о планах, направленных на формирование новых территориальных центров роста не только в сырьевых регионах, но и в областях, где сконцентрированы инновационные, промышленные и аграрные потенциалы. Это обеспечит сокращение регионального неравенства. На пути к поставленной цели планируется создание разветвленной транспортной сети, которая станет гарантом межрегиональной интеграции и территориальной мобильности.

Особенности экономического развития, сформированные целями и приоритетами страны

Особенности экономики России, определенные спецификой перехода на инновационный, социально ориентированный тип, определяют актуальность одновременного решения задач как догоняющего, так и опережающего развития.

Глобальная конкуренция на мировом рынке и не позволяют достичь благосостояния и эффективности без опережающего развития секторов деятельности, определяющих спецификацию в мировой системе хозяйствования. Новые приоритеты и цели в экономической политике предопределены переходом к экспортно-сырьевой модификации роста. Последняя базируется на сбалансированности между бизнес-свободой, и национальной конкурентоспособностью. Подход к процветанию невозможен без выполнения комплекса преобразований, которые и определены политикой страны, ее приоритетами и целями в развитии экономики.

Целевые установки изучения темы: В данном разделе мы рассмотрим содержание и основные приоритеты экономической политики государства, изучим пробле-мы структурной перестройки российской экономики, выявим воз-можности государства по формированию и поддержке функциони-рования финансовой и бюджетной систем, инфраструктуры рыноч-ной экономики. Основные понятия и термины: финансовая политика, бюджет, налоговая система, система налогообложения, денежно-кредитная политика, структурная политика

Экономика любой страны является сложной системой, то есть совокупностью качественно определенных подсистем, меж-ду которыми существует закономерная связь

1. Финансовая политика государства Государственные финансовые ресурсы образуются за счет взимания налогов, таможенных сборов, пошлин, специаль-ных платежей, продажи государственного имущества, поступле-ний от приватизации государственной собственности, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государст-венных ценных бумаг, продажи государственных пакетов акций, прибыли от государственной предпринимательской деятельно-сти, получения денежных средств на основе внешнего и внутрен-него заимствования, использование резервных и страховых фон-дов. Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от пра-вильно выработанной финансовой политики государства. Финансовая политика - это совокупность финансовых ме-роприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Основная задача финансовой политики заключается в дос-тижении макроэконо¬мического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением

Информационной базой для принятия управленческих ре-шений по вопросам эффективного использования финансовых ресурсов является сводный баланс финансовых ресурсов госу-дарства. Целью разработки баланса является определения объе-мов финансовых ресурсов государства на прогнозный период, возможностей использования их для финансирования экономиче-ских и социальных программ развития, а также установление оп-тимальных направлений их распределения и использования

По функциональному назначению расходы финансовых ресурсов государства можно объединить в пять групп: 1. Финансирование государственных услуг общего на-значения (затраты на государственное управление; содержание законодательных, исполнительных и судебных органов; между-народную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности и т.п.); 2. Финансирование производства общественных товаров (затраты на науку, образование, культуру и искусство, здраво-охранение, физическую культуру и спорт, социальную защиту и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п.); 3. Финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью (расходы на развитие областей материального производства; на повышение эффективности хо-зяйственной деятельности, осуществление структурных преобра-зований в экономике, создание условий экономического роста, на реализацию целевых комплексных программ и т.п.); 4. Расходы государственных целевых фондов

5. Другие расходы (выплаты процентов и затраты, связан-ные с обслуживанием государственного долга, созданием резерв-ных фондов, трансферты общего характера и т.п.)

Неэффективная государственная финансовая политика при-водит к появлению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний и внешний

Внутренний государственный долг - общая сумма задол-женности правительства населению, владельцам государствен-ных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефици-тов

2. Бюджетная политика Государственный бюджет играет важную роль в обществен-ном перераспределении ресурсов и является главным звеном го-сударственной финансовой систем. Государственный бюджет - это годовой план государст-венных затрат и источников их финансового покрытия. Бюджет составляется согласно бюджетной классификации

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального группирования доходов и затрат бюд-жета по однородным признакам. Она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, определить ха-рактер регулирующих действий государства по поиску доходных источников и направлений использования полученных средств

Функции бюджета: 1. Фискальная (состоит в финансовом обеспечении вы-полнения государством его основных функций). При выполне-нии этой функции необходимо помнить, что госбюджет рас-сматривается не только как смета поступлений и затрат, но прежде всего – как способ обеспечения макроэкономического сбалансирования и экономического роста, финансовый план

2. Регулирующая (изъятие части общественного продук-та в виде налогов и неналоговых поступлений в бюджет позво-ляет корректировать использование этого продукта, воздейст-вуя на объемы совокупного спроса и пропорцию между по-треблением и накоплениями в экономике). На этапе спада затраты бюджета увеличиваются, компенси-руя потерю части общественного спроса, что оживляет эконо-мику, но ухудшает баланс бюджета. На этапе экономического подъема рост налоговых поступлений улучшает баланс бюд-жета. 3. Стратегическая (определяется структурой государст-венного потребления и государственных инвестиций и реали-зуется через влияние государства на межотраслевое и межре-гиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соот-ветствии с установленными приоритетами). 4. Стимулирующая (состоит во влиянии мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов). Основные стратегические направления бюджетной поли-тики: - обеспечение полного и своевременного исполнения фи-нансовых обязательств государства на всех уровнях власти; - устранение дестимулирующих элементов и усиление сти-мулирующих функций бюджетной политики; - уменьшение долговой нагрузки на экономику

Основные этапы бюджетного процесса: - составление проекта бюджета; - рассмотрение бюджета; - утверждение бюджета; - выполнение бюджета; - составление, рассмотрение и утверждение отчета о выпол-нение бюджета

3.Налоговое регулирование Особая роль в государственном регулировании принадле-жит налоговой политике. Налоги являются одним из важнейших видов государствен-ных доходов, которые получает государство на основании своих властных полномочий. Налог - это обязательный платеж, кото-рый взимается в бюджет с юридических лиц и граждан

Различают две основные группы налогов: 1. Прямого действия. Это налоги на процессы производст-ва и обращения продукции - капитал, труд и землю. Примеры - налог на прибыль, зарплату и другие трудовые доходы, на имущество, дарение и наследование, земельный налог и т.д. Налогоплательщик ощущает прямой налог непосредствен-ным образом как недополучение дохода (изъятие его части)

2. Косвенного действия. Предметом налогообложения яв-ляются товары и услуги. Косвенные налоги проявляются при распределении и по-треблении, они распространяют свое действие на потребителя и представляют налоги на его расходы. Примеры - акцизы на това-ры и услуги, НДС, налог на продажу, таможенные тарифы, по-шлины и сборы при оказании услуг. Основные функции налогов: 1. фискальная (заключается в получении и аккумулировании налоговых платежей и формирование на их основе доходной части бюджета для финансирования государственных затрат) 2. социальная (ее сущность - в поддерживании социального равновесия через сокращение большого расхождения реаль-ных доходов отдельных социальных групп населения) 3. регулирующая (ее сущность в том, что посредством налого-вых рычагов происходит стимулирование (дестимулирова-ние) определенных форм экономической деятельности, про-изводства и потребления, отраслей и регионов). Налоговая система - совокупность взимаемых государст-вом в данной стране налогов, правила налогообложения и орга-ны, реализующие налоговые функции

В систему налоговых органов входят органы сбора налогов в лице налоговой инспекции и надзора за внесением налогов в лице налоговой полиции. Налоговая система основывается на следующих прин-ципах: 1. Обязательность уплаты налогов – разработка норм обя-зательных платежей (налогов) определенных по достоверным данным об объекте налогообложения и установление ответствен-ности об уклонения от их оплаты

2. Равенство субъектов налогообложения – это недопуще-ние любых проявлений налоговой дискриминации. Обеспечива-ется единым подходом к субъектам хозяйствования при опреде-лении их налоговых обязательств. 3. Социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного налогообложения. Это установле-ние необлагаемого минимума, применение дифференцированно-го налогообложения доходов граждан (предприятий) с различ-ным уровнем доходов и т.д. 4. Стабильность – обеспечение неизменности налогов и обязательных платежей в течении бюджетного года

5. Научная обоснованность – установление новых или из-менение размера действующих налогов должны научно обосно-вываться и проходить практическую апробацию. 6. Равномерность уплаты налогов – определяется установ-лением сроков оплаты налоговых обязательств, исходя из необ-ходимости обеспечения поступления средств в бюджет

7. Доступность – обеспечение открытости информации о видах налогов, суммах и формах. 8. Стимулирование – при определении видов и размеров обязательным условием является степень их влияния на социаль-но-экономическое развитие

Система налогообложения - это нормативно определен-ные органами законодательной власти налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты, взносы в го-сударственные целевые фонды, а также порядок взыскания уста-новленных налоговых платежей, сборов и взносов. Также инструментами налогового регулирования являются налоговые льготы, которые закреплены в нормативных актах как исключения из общей схемы вычисления конкретного вида налога, и касаются объекта, ставки или других составных налого-обложения

По типам взимаемых ставок налоги относят к трем груп-пам: 1. Прогрессивный налог означает, что с высоких дохо-дов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка на-лога повышается при возрастании дохода)

2. Пропорциональный налог - взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода

3. Регрессивное налогообложение - процент изъятия до-хода налогами уменьшается при возрастании дохода. Вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после нало-гообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все кос-венные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы. В случае действия прогрессивной шкалы налогообложения уве-личение доходов ведет к росту части налоговых выплат, что яв-ляется своего рода «встроенным» стабилизатором, «охлаждаю-щим» экономику. Снижение налоговых ставок и увеличение го-сударственных затрат используется как рычаг активизации эко-номической динамики, в тот час как повышение налоговых ста-вок и уменьшение затрат является одним и способов предупреж-дения «перегрева» экономики. В случае завышения ставок возникает целый ряд негатив-ных последствий, важнейшими из которых выступают: o подрыв основ нормального воспроизводства и НТП, o деформирование и торможение процесса производства, o снижение трудовой активности, o рост "теневой" экономики, o массовая практика уклонения от налогов, o сокращение поступлений в госбюджет. Основными задачами налоговой реформы являются: - снижение и выравнивание налогового бремени, - усиление налогового контроля за затратами производства, - минимизация затрат исполнения и администрирования на-логового законодательства, - снижение ставок налогов. Система налогообложения должна быть максимально упрощена. Необходимо существенно повысить налогообложение непродук-тивных видов деятельности: бизнес развлечений, некоторых ви-дов посредничества и т.д

4. Денежно-кредитное регулирование Денежно-кредитная политика (ДКП) - это комплекс ме-роприятий в сфере денежного обращения и кредита, направлен-ных на регулирование экономического роста, сдерживание ин-фляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспе-чение занятости населения и выравнивание платежного баланса. Государственное кредитно-денежное регулирование осуще-ствляется Центральным Банком. Инструменты регулирования делятся на прямые и косвен-ные. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики: 1. Политика учетной ставки. ЦБ выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Ставка по таким кредитам называется учетной ставкой. Разница между учетной ставкой и ставками коммерческих банков является источником прибыли для последних. ЦБ имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он ограничивает спрос на заемные средства со стороны коммерческих банков, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Снижение ставки также стимулирует частный сектор к новым инвестициям

2. Система обязательных резервов. Норма обязательного резерва - отношение суммы предпи-санного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка. Суммы, представляющие собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выпла-чивать штрафные проценты. Центральный банк, повышая вели-чину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее

3. Регулирование с помощью операций с ценными бума-гами на открытом рынке. Административные меры регулирования кредитно-банковской системы - прямые предписания банкам в форме ди-ректив, инструкций, а также применение санкций. ЦБ контроли-рует деятельность коммерческих банков, проводит их регулярные ревизии

5. Структурная политика Соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимоза-висимости между отдельными частями экономики в процессе ее развития, характеризуются понятием «структура экономики». Для государственного регулирования наибольшее значение имеют следующие основные виды структурных соотношений - воспроизводственная, отраслевая, социальная, региональная, внешней торговли

Воспроизводственную структуру характеризуют соотно-шения: 1. Между производством средств производства и производ-ством предметов потребления

2. Между возмещением использованных средств производ-ства и вновь созданной стоимостью

3. Между потреблением и накоплением

4. Между производственными областями и инфраструкту-рой

Отраслевая структура характеризует вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроиз-водство ВВП

Региональная (территориальная) структура экономики характеризует взнос отдельных регионов в воспроизводство ВВП. Социальная структура отражает распределение нацио-нальной экономики по организационно-правовыми формам хо-зяйствования, уровню доходов и жизни населения

Своеобразным зеркалом состояния экономики является структура внешней торговли

Структурная политика государства - это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего

Существует два типа структурной политики: 1. Пассивная структурная политика - государство соз-дает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие измене-ний в нормах прибыли. 2. Активная структурная политика - государство с помо-щью системы мер и средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Возможен целый комплекс мероприятий: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии упадка и требуют ко-ренной реконструкции производственного аппарата; свертывание части производств в депрессивных отраслях и т.п

Концепция активной структурной политики основывается на четком определении наиболее эффективных направлений структурной трансформации экономики. На данном этапе экономического развития к основным на-правлениям государственной структурной политики следует отнести: 1. Рост производства в отраслях, которые обеспечивают зна-чительную часть экспорта готовой продукции

2. Рост производства в отраслях, которые способны на внут-реннем рынке заменить импортную продукцию

3. Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке

4. Поддержка производств, которые используют ресурсос-берегающие технологии

5. Рост производства в отраслях, которые способны повы-сить научно-технический уровень и качество продукции

6. Развитие конкуренции через реструктуризацию и дивер-сификацию производства

7. Развитие производства сырья, полуфабрикатов и ком-плектующих для замены импортируемых

В настоящее время в России наблюдается процесс структур-ной деградации промышленности, выразившийся в трансформа-ции структуры в сторону первичных, неквалифицированных. ме-нее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости нацио-нальной экономики от мирового рынка, так и последующую де-градацию научно-технического потенциала страны

При обсуждении структурной перестройки экономики Рос-сии наиболее важными вопросами остаются: 1. конверсия отраслей военно-промышленного комплекса; 2. поддержка и развитие малого предпринимательства. 3. политика поддержки и развития отраслей реального сектора экономики

В проводимых в России экономических реформах и пере-стройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Частичная или полная переориентация предприятий (производст-венных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию

Приоритетами в сфере конверсии ВПК являются: формирование национальных научных центров по важ-нейшим (прорывным) технологиям; создание финансово-промышленных групп, технопарков, основанных на использовании технологий двойного на значения; образование транснациональных компаний, новых произ-водств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий как форм участия в мировом разделении труда; переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства; нормативно-правовое обеспечение экономического меха-низма, соответствующего особенностям организации и экономи-ки военно-промышленного комплекса

Реальный сектор экономики - сектор экономики, связан-ный непосредственно с материальным производством, получени-ем прибыли и наполнением бюджета. Для государства необходима поддержка функционирования реального сектора экономики, которая, в основном реализуется через механизм стимулирования инвестиционной активности в данных сферах, а также создания налоговых льгот Контрольные вопросы: 1. Что собой представляет финансовая политика государст-ва? Каковы ее основные задачи и мероприятия? 2. Что такое государственный бюджет? Каковы его функции в экономике? 3. Что представляет собой налоговая политика государства? Каковы принципы функционирования налоговой системы? 4. Что такое денежно-кредитная политика? Каковы ее ос-новные инструменты? 5. Что представляет собой структурная политика государст-ва? В каких направлениях и каким образом она реализуется?