Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства; формами предоставления бюджетных средств т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использования бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости показателей в отраслевом и территориальном резерве.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетными законодательством Российской Федерации.

Важнейшим требованием к классификации является простота, наглядности и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Важной задачей классификации является обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).

В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. в России действуют следующие классификации бюджетных расходов .

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации – группировка расходе бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.

Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:

  1. государственное управление и местное самоуправление;
  2. судебная власть;
  3. международная деятельность;
  4. национальная оборона;
  5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  7. промышленность, энергетика и строительная индустрия;
  8. сельское хозяйство и рыболовство;
  9. охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология;
  10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  11. развитие рыночной инфраструктуры;
  12. жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
  13. предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  14. образование;
  15. культура и искусство, кинематография;
  16. средства массовой информации;
  17. социальная политика;
  18. обслуживание и погашение государственного долга;
  19. пополнение государственных запасов и резервов;
  20. региональное развитие;
  21. утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
  22. прочие расходы.

Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:

  1. жилищное строительство;
  2. жилищное хозяйство;
  3. коммунальное хозяйство;
  4. архитектура и градостроительство;
  5. прочие структуры коммунального хозяйства.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

Классификация включает следующие разделы:

  1. текущие расходы;
  2. капитальные расходы;
  3. предоставление кредитов за вычетом погашения.

Разделы делятся на подразделы:

  1. закупка товаров и оплата услуг;
  2. выплата процентов;
  3. создание государственных запасов и резервов;
  4. приобретение земли и нематериальных активов;
  5. капитальные трансферты;
  6. предоставление бюджетных ссуд.

В свою очередь, подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.

Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:

  1. капитальные расходы;
  2. капитальное вложение в основные фонды;
  3. капитальное строительство;
  4. жилищное строительство;
  5. строительство производственных объектов.

Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельными отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенции. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В основном эти расходы соответствуют затратам, отраженным в бюджете текущих расходов.

Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации выделяются также расходы на предоставление кредитов за вычетом средств, поступивших на их погашение.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Например:

  1. содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
  2. обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
  3. закупки вооружения и военной техники;
  4. проведение статистических обследований и переписей и др.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.

На основании единой бюджетной классификации субъекты РФ разрабатывают собственные бюджетные классификации, отличающиеся большей детализацией и привязкой к конкретным видам расходов.

Представительными органами субъектов Российской Федерации местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – группировки расходов региональных и местных бюджетов, отражающие распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Способы и формы бюджетного финансирования . В практике бюджетных ассигнований используются. Два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» . Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» . Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются, при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и государственным внебюджетным фондам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе, государственных или муниципальных гарантий.

Важный элемент бюджетного финансирования – методы предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.

Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства (капитальные вложения), на обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), на операционные и прочие расходы.

Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.

Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.

С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений – предоставление денежных средств на создание новых и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемые по решению исполнительных органов власти.

Важное направление расходов на финансирование экономики – выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эти средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в угольную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.

Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:

  • образование;
  • культура, искусство и кинематография;
  • средства массовой информации;
  • здравоохранение и физическая культура;
  • социальная политика.

Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов – показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведённых операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают закрытый перечень затрат, в состав которых входят:

  • оплата труда работников;
  • начисления на оплату труда (единый социальный налог);
  • трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, установленные законодательством);
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • оплата товаров, работ и услуг;
  • субсидии и текущие трансферты;
  • капитальные вложения в основные фонды;
  • капитальный ремонт;
  • приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

При планировании и финансировании расходов бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг учитывается, что все эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов – договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.

Смета расходов – финансовый план бюджетных учреждений. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.

1. Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий платные, но собственных доходов не достаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.

2. Самостоятельная группа расходов бюджета – финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по социальным расходам.

3. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости Повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных силах; экономических возможностей страны.

Расходы на оборону, хотя и необходимы, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.

Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли РФ в общих военных расходах государств – членов СНГ.

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав федерального бюджет. Особенность планирования расходов: в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).

Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.

Косвенные военные расходы в бюджете включают в основном выплаты пенсий и пособий ветеранам Вооруженных сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».

Расходы на управление включают следующие группы расходов:

4) на проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведение референдумов;

5) прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.

Бюджетный кредит . Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться бюджетное кредитование. Оно осуществляется в формах:

  1. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  2. бюджетных ссуд бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и государственным внебюджетным фондам;
  3. кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  4. кредитов иностранным государствам.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между банковскими кредитами и бюджетным финансированием. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности, а с другой стороны, проценты по ряду таких ссуд не взимаются.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственными и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательные условия предоставления бюджетного кредита – проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.

Бюджетная ссуда представляет собой бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Эти ссуды предоставляются субъектам РФ и муниципальным образованиям и покрытие временных кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат или поступлением доходов.

Задачи в области расходов бюджета . В области расходов бюджета имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.

Основные задачи в области расходов бюджета в современных условиях:

  1. обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  2. расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  3. сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  4. повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  5. уменьшение дотаций на покрытие убытков отдельных отраслей;
  6. концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  7. усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;
5) бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
Способы и формы бюджетного финансирования. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
? финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
? финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигновании выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам;
6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью, финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование экономики страны.
Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства (капитальные вложения), на обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.
С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений - предоставление денежных средств на создание новых и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемые по решению исполнительных органов власти.
Важным направлением- расходов на финансирование народного хозяйства является выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эта средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в угольную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.
Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие его основные группы:
1) образование;
2) культура, искусство и кинематография;
3) средства массовой информации;
4) здравоохранение и физическая культура;
5) социальная политика.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного тонирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов - показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингента (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Бюджетные нормы. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают закрытый перечень затрат, в состав которых входят:
? оплата труда работников;
? взносы в государственные внебюджетные фонды;
? трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, установленные законодательством);
? командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
? оплата товаров, работ и услуг.
Указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потребности.
Применяются разнообразные виды денежных норм:
1) нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей (нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;
2) обобщенные индивидуальные выплаты - заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;
3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.
По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социальной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.
При планировании и финансировании расходов бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг учитывается, что все эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов - договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.
Смета расходов является финансовым планом бюджетных учреждений. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.
1. Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий являются платными, но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.
2. Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
4. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств - членов СНГ.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав федерального бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общим объемом расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.
Косвенные военные расходы в бюджете включают в основном выплаты пенсий и пособий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».
5. Расходы на управление включают следующие группы расходов:
? на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
? на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;
? на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
? на проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведения референдумов; т прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.
Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности и возмездности, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.
При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

О.И. МОКРЕЦОВА

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации,

г. Москва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

В процессе экономического реформирования в России масштабы социальных расходов государства постоянно являлись предметом дебатов и специалистов, и политиков, однако до настоящего времени так и не было выработано сколько-нибудь конструктивного определения социальных обязательств федерального уровня, которые финансируются из бюджета расширенного правительства, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Единственный вопрос, по которому в истекшие годы удалось достичь консенсуса, связан с финансированием социальных обязательств, устанавливаемых региональным законодательством и работодателями1. Очевидно, что все эти обязательства могут быть реализованы только при соблюдении двух условий. Во-первых, их финансирование должно осуществляться за счет ресурсов установившего их юридического лица (например, региональных бюджетов или прибыли предприятия). Во-вторых, эти структуры безусловно и в первую очередь должны выполнять имеющиеся у них обязательства по социальным платежам федерального уровня.

Таким образом, основное отличие социальных обязательств, устанавливаемых федеральным законодательством, от всех прочих социальных обязательств заключается в том, что расходы по ним вплоть до очередного изменения федерального законодательства могут рассматриваться как условно-постоянные.

Социальные расходы - это система расходов бюджетов всех уровней бюд-

жетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемое в целях реализации конституционных прав граждан. Социальные расходы в основной массе ложатся на плечи государства. Они выступают составной частью государственных (муниципальных) финансов и государственных (муниципальных) расходов.

Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности - удовлетворяет общественные потребности. Если бюджетные доходы являются средством для достижения цели государственного финансового хозяйства, то бюджетные расходы - стоимостной оценкой произведенных общественных благ (государственных услуг), основной целью и мотивом рационального государственного финансового хозяйства.

Государственное финансовое хозяйство функционирует как хозяйство, которое формирует свои доходы и осуществляет за счет них расходы, и всем этим процессам имманентен государственный финансовый конт-роль2. «Государственные доходы и расходы иначе называются государственные финан-сы»3. Государственное хозяйство призвано производить общественные (коллективные) блага (государственные услуги), а совокупная оценка этих благ и потребностей определяет государственные доходы и расходы4.

Известный русский финансист А.И. Бу-ковецкий писал, что в государственном финансовом хозяйстве «не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хо-

© О.И. Мокрецова, 2007

О.И. МОКРЕЦОВА

зяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случае необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств»5.

Таким образом, в государственном финансовом хозяйстве государственные (бюджетные) расходы имеют первостепенное значение.

Экономическое содержание государственных расходов подробно раскрыто в трудах Л. Косса, который определял их как расходы, совершаемые компетентными властями для удовлетворения потребностей государства. Он писал: «В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные - это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы - те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно превращаются в блага хозяйственные, и некоторые войны укрепляют энергию народа лучше, чем любой промышленный прогресс»6.

Идеологи неоконсервативной волны рассматривают, например, социальные расходы исключительно как систему бесполезных расходов, имеющих благотворительную природу. Считая, что надо следовать принципу экономической целесообразности, они требуют максимально возможного сокращения «непроизводительных» расходов бюджета. Однако выводы Л. Косса имеют большое значение для разработки эффективной бюджетной политики в современной России, они опровергают тезис о том, что «в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающего из производственного процесса»7.

Целесообразность расходов государственного бюджета требует логического обоснования. И в этом случае находят применение различные теории и подходы, из которых наиболее часто используемыми являются «эффект Веблена» и «оптимум Парето».

По определению одного из основоположников институционализма Т. Веблена,

«институты - результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»8. В теории «праздного класса» автор указывает, что финансовые слои имеют известную заинтересованность в направлении развития финансовых институтов по тому пути, который отвечает интересам исключительно представителей «праздного класса». «Эффект Веблена» указывает на субъективную природу государственных расходов, возникающих при функционировании институтов, или бюрократической зоны, преследующей денежные интересы прежде всего высших слоев населения.

Концепция «оптимума Парето» позволяет принять решения по максимизации прибыли, а соответственно, и полезности, если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей. Экономистами «оптимум Парето» определяется как положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние путем трансформации товаров и услуг в процессе производства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо индивида. Изменение, которое дает выгоду одним людям, но приносит ущерб другим, в этом случае может быть сочтено приростом общего благосостояния, если выигравшие могут компенсировать ущерб проигравшим так, что последние добровольно примут это изменение; после того, как сделаны компенсационные денежные выплаты, выигравшим становится лучше, а проигравшим не становится хуже.

Согласно «оптимуму Парето», требуется объективная оценка эффективности государственных расходов, возникающих в ходе достижения договоренности между государством как лицом, убеждающим передать ему средства налогоплательщиков на финансирование необходимых им расходов, и самими налогоплательщиками, принимающими решение передать часть своих средств

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

государству либо осуществить расходы самостоятельно или через альтернативные, т.е. негосударственные, финансовые институты.

В трудах современных экономистов бюджетные расходы рассматриваются как «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления»9.

Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на некоторой территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Источником финансирования государственных социальных расходов являются доходы бюджетной системы, но само финансирование осуществляется либо непосредственно из бюджетов различного уровня, либо из социальных внебюджетных фондов.

Финансирование социальной сферы посредством создания социальных внебюджетных фондов - достаточно распространенная практика. Почти во всех странах мира для выплаты пенсий по старости формируются пенсионные фонды, для осуществления расходов в системе здравоохранения - страховые медицинские фонды. Перераспределение финансовых ресурсов через внебюджетные фонды имеет некоторые преимущества по сравнению с бюджетной формой их перераспределения. С одной стороны, финансовые ресурсы в бюджете обезличены, т.е. все доходы покрывают все расходы бюджета, поэтому при наличии дефицита бюджетных средств недостающие ресурсы, как правило, снимаются с социальных статей расходов, а формирование внебюджетных фондов гарантирует, что социальные расходы в утвержденном объеме будут профинансированы. С другой сторо-

ны, формирование внебюджетных фондов позволяет увязать размер социальных расходов с выделяемыми средствами, т.е. держать под контролем необоснованный рост социальных расходов.

Сказанное ранее не означает, что все социальные расходы целесообразно финансировать только за счет средств внебюджетных фондов. Бюджет как источник финансирования расходов имеет свои положительные черты. В частности, поскольку отсутствует закрепление доходов за конкретными расходами, средства бюджета более мобильны и могут выделяться в соответствии со степенью важности.

Необходима новая модель финансового обеспечения, которая гарантировала бы экономическую устойчивость и стабильность социальной защиты, позволила бы снизить социальную напряженность в обществе и способствовала бы повышению жизненного уровня населения. В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость финансового обеспечения целостной системы социальной защиты населения, а не финансирования каких-либо ее разрозненных мероприятий. При этом следует учитывать природные и территориальные особенности, особенности исторического развития и национальную структуру каждого отдельного региона.

Примечания

1 Колосницын И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: сокращение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1. С. 5.

2 Ремизов Е.А. Государственные расходы и финансовый контроль в социальной сфере: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 14, 23.

3 Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы. М., 1923. С. 5.

4 Нити Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 41.

5 Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15.

6 Косс Л. Основы финансовой науки. М., 1990. С. 20.

7 Сабанти Б.М. Теория финансов: учеб. пособие. М., 1998. С. 103.

8 Ядгаров Я.С., Аверченко М.А., Лисовская Е.Г. История экономических учений: учеб. для вузов. М., 2000. С. 327, 336.

9 Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С. 620, 621.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

Экономическая сущность расходов на социальные нужды заключается в том, что через финансирование социально-культурных мероприятий государство развивает систему образования, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Расходы на социальные цели

Финансируются государством по конкретным мероприятиям и по видам затрат по каждому из бюджетных учреждений. Объем финансирования составляется на основе сметы, которая составляется бюджетным учреждением, а также из расчетов размеров выдаваемых ассигнований. В основу расчетов закладывается показатели (количество групп, классов, койко-место), которые служат расчетными величинами и на основе которых устанавливается норма денежного расхода.

Ассигнования осуществляются в виде расходов:

a) Социально-культурные мероприятия

Они являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-комунальных услуг.

При бюджетном финансировании применяются следующие виды денежных норм:

a) Нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей

b) Нормы, построенные на основании размеров индивидуальных выплат (стипендии)

c) Нормы, построенные на обобщающих статистических показателях расходов средств в прошлые годы с учетом бюджетных возможностей (пенсии в случае потери кормильца)

Расходы на социальные мероприятия частично финансируются из бюджета постпредствам государственных дотаций. Такая форма предоставления средств применяется для тех учреждений, услуги, которые являются платными, однако собственных ресурсов недостаточно для расширения своей деятельности. Дотации через бюджетную систему поступают на предприятия, при условии, что цены за их продукцию и услуги будут ниже себестоимости.

Расходы на военные нужды

Общий уровень и размер данных расходов зависит от рода внешних и внутренних факторов:

a) Международная обстановка

b) Протяженность границ

c) Размер территории страны

d) Экономическая возможность государства

Все военные расходы подразделяются на прямые – затраты, связанные непосредственно с подготовкой и ведением военных действий, а косвенные связаны с гонкой вооружений и наращиванием военного потенциала. Объем государственных расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения.

Расходы на экономические цели

Выделяют расходы направленные на:

1. Стимулирование научного прогресса

2. Финансирование производственной и социальной инфраструктуры.

Помогает повышению конкурентоспособности национального хозяйства в целом.

3. Охрана и воспроизводство природных ресурсов

4. Поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности на данной территории (поддержка для малого бизнеса, льготное кредитование, налоговые каникулы)

5. Субсидии из федерального бюджета местным бюджетом

(Н: бюджетные кредиты). Предоставляются частным фирмам и местным органам власти для инвестиционных целей.

В отличии от бюджетного финансирования бюджетные кредиты выдаются на условиях возвратности и платности, но по % значительно ниже, чем в банках.

Расходы на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность

Средства направляются на:

1. Расширение внешней торговли

2. Борьбу за сферы влияния

3. Защиту интересов национальных фирм за рубежом

Финансирование международной безопасности:

1. Предоставление финансовой помощи другим государствам в виде кредитов, поставок военной техники

2. Затраты на оказание гуманитарной помощи

Расходы на управление

Обусловлены на выполнение государством хозяйственно-организационной функции и включает расходы на содержание:

1. Законодательных и исполнительных органов власти

2. Министерств, ведомств

3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления

4. Органы защиты правопорядка

В расходы входит: з\п, командировки, содержание зданий.